С 15 по 17 ноября Вячеслав Полунин и Михаил Шемякин проведут конференцию на тему «Культура уличных представлений: карнавалы и праздники». Специально для нее была создана выставка «На игле карнавала», посвященная карнавалам в творчестве Михаила Шемякина. Гости выставки увидят яркие карнавальные костюмы, парики, маски, запечатленные на фото и видео перформансы Михаила Шемякина и Славы Полунина во время венецианского карнавала.
«Жизнь сегодня становится все карнавальнее и карнавальнее. Все началось с хиппи, потом панков, теперь уже футбольные болельщики такие карнавалы закатывают, что даже нам завидно, – пошутил на открытии конференции и выставки Слава Полунин. – Настоящий карнавал всегда индивидуален и зависит от того, в какой стране и городе проводится. Был период, когда мы запускали карнавал сначала в Пушкине, потом на Невском проспекте: понятно, что тогда он был в зачатке, но это было вполне эффектное зрелище – мы собрали весь город. Может быть, мы когда-нибудь доживем до то, что и у нас это станет традицией».
Михаил Шемякин рассказал на открытии выставки о карнавале, поставленном вместе со Славой Полуниным в Венеции, и пофантазировал на тему карнавалов в Москве и Петербурге: «Венецианский карнавал – это нечто особое, демонстрация костюма, изысканность всего. И вы действительно пребываете все эти две недели в XVIII веке. Я видел, как у настоящих венецианцев, наблюдающих бразильский карнавал с красивыми женщинами в юбках и с бубнами, становились окаменелые и даже немного брезгливые физиономии. Провалились с треском. То есть это было настолько не карнавально по-венециански, что венецианцы бразильцев решили никогда больше к себе не приглашать. Потом позвали нас. И мы сделали свои перформансы: “Memento mori”, “Битва между постом и масленицей” и наше “Посольство Петра Великого” с участием великанов и карликов. После окончания шоу к нам подошла Светлана Медведева и сказала, что приехали чиновники из Москвы и сказали, что все, нас венецианцы из зависти больше никогда на карнавал не позовут. И это была наша со Славой победа. Это я к чему говорю: у каждой страны, которая проводит карнавал, должен быть свой профиль. Вот если бы я (по рождению – москвич, а по воспитанию – петербуржец) делал карнавал в Москве, то это было бы нечто полутатарское, разряженные толстомордые купцы, одним словом, чаепитие в Мытищах. А если бы делал его в Петербурге, то представьте: появляется призрак удушенного императора в окружении рафинированных и слегка чахоточных дам».
В день открытия конференции слушателям рассказали о сущности карнавала, его назначении, о русских народных праздниках, гуляньях, праздничной жизни во времена Петра I и показали фильм «Мировые традиционные карнавалы: кругосветное путешествие».
16 ноября Жаир Мартиш де Миранда (Бразилия) расскажет о бразильском карнавале и культуре самбы, Слава Полунин – о «карнавальных бесчинствах» на примере карнавалов Бельгии, Германии, Испании, Индии и Тайланда, Онофрио Колюччи (Италия) – о венецианском карнавале и масках комедии дель арте.
17 ноября художник и дизайнер Андрей Бартенев расскажет о том, каким карнавал представляется сегодня. Михаэль ван Гервен (Нидерланды) проведет лекцию на тему «Босх-парад в Голландии», а Роз Кримсон (США) продолжит рассказ о празднике преображения «Burning man».
Завершит конференцию Слава Полунин темой «Значение праздника в контексте сегодняшнего дня (Лаборатория праздника)».
Выставка «На игле карнавала» продлится в Центре Михаила Шемякина до конца декабря.
Фото: сайт Центра Михаила Шемякина