26 октября на театральной площадке “Скороход” пройдет премьера спектакля «Аутодафе Долватова» по пьесе Валерия Костина (Панфилова). Команда спектакля — артисты театра «Мастерская». Режиссёр — Сергей Паньков.
Как рассказал журналу ТЕАТР. Сергей Паньков: «Довлатов сейчас очень популярен: его много ставят, снимают кино, — и я думал, почему? Мне кажется, что время, когда жил и работал Довлатов, очень перекликается с сегодняшним днём. И тогда, и сейчас — время избирательной гласности. Спектакль частично именно про это, поэтому в названии есть слово „аутодафе“. Аутодафе — это процесс вынесение приговора в средние века. Спектакль называется „Аутодафе Сергея Долватова“. Долватов — собирательный образ, он и сам Довлатов, и его литературный герой. В спектакле Долватов сам выносит себе приговор. Первый акт — его рефлексия на собственные поступки, на те компромиссы, на которые он идёт — это и служба в вооруженной охране, и романы с двумя женщинами одновременно, и служба в партийной газете. Во втором акте Долватов, в отличии от Довлатова, не эмигрирует в Америку, а остается в России, застаёт в ней эпоху 90-х. Пришла свобода, но ничего не изменилось: казалось, что вот-вот жизнь изменится в лучшую сторону, но люди снова оказываются обманутыми. И здесь Долватов уже не идёт на компромиссы, потому что пришло осознание, что, пока человек идёт на уступки, на каждом из нас лежит ответственность за те события, которые происходят в мире. Компромисс — это всегда в какой-то степени предательство самого себя. Для художника любые его поступки — повод для творческой рефлексии, и цена за неё — одиночество. Наверное, именно про это наш спектакль».
Предпремьерный показ спектакля прошёл в июле на фестивале «Дом Довлатова» в деревне Берёзино Пушкиногорского района Псковской области, послужившей прототипом для деревни Сосново в автобиографической повести Сергея Довлатова «Заповедник».
В спектакле заняты артисты театра «Мастерская»: Глеб Савчук, Фома Бызгу, Илья Колецкий, Михаил Гаврилов, Леван Цискадзе, Юрий Насонов, Дарья Завьялова, Сайма Висти и артиста Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Елизавета Фалилеева.
Автор пьесы — Валерий Костин (Панфилов), получивший известность как поэт-песенник («Зеленоглазое такси», «Крысолов» и др.). По словам драматурга, для написания пьесы он использовал биографию Довлатова и некоторые его произведения. Для него, как и для режиссёра, важна тема компромисса: «Меня всегда поражало и возмущало: какой же это к чёрту компромисс, когда писатель, человек совершенно иной среды, чем сотрудники партийных газет, поступает в партийную газету того времени, имея в корне противоположные взгляды на жизнь, на творчество, в конце концов, на человеческие принципы. Интересно, что по этому поводу говорили его друзья: Бродский, Уфлянд, Арьев? Разве это компромисс! Это называется другим словом — конформизм. Да вся жизнь писателя, как мне кажется, далеко не компромисс, а скорее конформизм. Я не хочу ни коем образом Довлатова в чем-то упрекать, обвинять. В чем-то его, не дай бог, оскорблять, даже близко не приходит в голову. Создавая этот спектакль, мы использовали прием, который Довлатов всегда использовал в своих произведениях. Мы исказили в какой-то степени образ живого писателя. У нас не было задачи показать, какой был Довлатов. Наша задача была в том, чтобы зритель, сидящий в зале, подумал: совершает ли он компромиссные поступки или совершает он конформистские поступки, занимается ли он каким-то мягким дипломатичным обходом проблем или же его поступки являются предательством».
Сергей Паньков — актёр, режиссёр. В 2018 году окончил Российский государственный институт сценических искусств по специальности «артист драматического театра и кино» (мастерская Г.М. Козлова). В том же году был принят в труппу театра «Мастерская». Участвовал в различных режиссёрских лабораториях.