С 5 по 8 декабря в Пермском театре оперы и балета пройдут премьерные показы балета «Сильвия» Лео Делиба в постановке руководителя балетной труппы театра Алексея Мирошниченко.
Балет «Сильвия» Лео Делиба был создан и впервые показан в 1876 году в Парижской опере, на сцене только что открытого Palais Garnier. Долгие годы он считался жемчужиной французского романтического репертуара. В XX веке «Сильвия» приобрела мировую известность благодаря выдающимся постановкам Фредерика Аштона и Джона Ноймайера, напоминает Пермская опера.
Алексей Мирошниченко создаёт авторскую постановку, не используя чужую хореографию, и либретто для своего спектакля он также написал сам. «Мне хотелось дать достойное применение изумительной музыке Лео Делиба — и я решил найти какой-то новый сюжет, но при этом сохранить название “Сильвия”, знаковое для балетного мира и в России после 1917 года почти не появлявшееся, — рассказывает Мирошниченко. — Конечно, при имени Сильвия в голову сразу приходит рассказ Валерия Брюсова о Рее Сильвии. В нём главная героиня нашла подземелье с Золотым дворцом Нерона, в котором разворачивается значительная часть сюжета. Но возможности нашей сцены не позволяют такого поворота действия. Поэтому я всё же решил обратиться к мифу о Рее Сильвии — самой известной в истории весталке, служительнице римского культа богини Весты, матери Ромула и Рема — основателей Рима. А её история привела меня к роману Рафаэлло Джованьоли “Опимия”, который тоже посвящён весталке. Собрав эти источники, я придумал собственную историю».
Музыкальную редакцию балетной партитуры «Сильвии» на основе либретто, написанного Мирошниченко, создал Иван Худяков-Веденяпин, для которого эта работа станет дебютом в качестве дирижёра-постановщика на большой балетной сцене. «Музыка “Сильвии” Лео Делиба — необычайно контрастное полотно, сочетающее наполненные удивительным колоритом танцевальные номера, яркие мощные театральные кульминации, свойственные жанру большого балетного спектакля, а также тонкую лирическую мелодику, столь характерную для французской музыкальной традиции, — отмечает Худяков-Веденяпин. — Партитура “Сильвии” даёт уникальную возможность каждый раз раскрывать танец по-своему». В музыкальную ткань спектакля дирижёр и хореограф включили фрагменты другого сочинения Делиба — знаменитого балета «Ручей».
Художник-постановщик Альона Пикалова рассказывает о своей работе над «Сильвией»: «Мы с Алексеем Мирошниченко стремились создать балет, вдохновлённый эстетикой музыкальных спектаклей второй половины XIX — начала ХХ веков. В этом формате правдиво отображается обобщённое представление об античной материальной культуре. На сцене гармонично сочетаются театральная архитектура, детали мебели и посуды, заимствованные из музеев и археологических раскопок древних городов. Наследие греко-римской цивилизации вдохновляло множество музыкальных произведений, и эта традиция непрерывна. В каждом столетии античная тема находила отражение в новых спектаклях, но всегда в рамках современного понимания гармонии».
Также над премьерой работают постоянные соавторы хореографа — художник по костюмам Татьяна Ногинова и художник по свету Алексей Хорошев.