1 и 2 июня на Большой сцене Тверского ТЮЗа пройдёт премьера спектакля Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной «Маленький принц» (9+) по мотивам одноимённой повести Антуана де Сент-Экзюпери.
Алексей Шульгач и Диана Разживайкина — актёры и режиссёры театра кукол, за постановку «Крот, который мечтал увидеть солнце» (петербургская Театральная корпорация «Кот Вильям») в 2021 году они получили «Золотую Маску», и «Маленький принц» в Тверском ТЮЗе тоже будет отчасти «кукольным». Алексей Шульгач, который является также художником спектакля и автором инсценировки, помещает знаменитую историю о сказочно-инопланетном госте в «тактильное» пространство, одновременно метафорическое, условно-фантазийное и мнимо-бытовое. Его Маленький принц — не фантастический мальчик, а современный ребёнок, чей крошечный астероид — его собственная комната. В обычном доме его окружают другие одинокие люди, каждый из которых живёт за закрытой дверью квартиры, как на отдельной планете. А пустыня, которая в повести Сент-Экзюпери становится основным местом действия, превращается здесь в детскую песочницу, место разнообразных выдумок, игр — и, как подчёркивают создатели постановки, поиска диалога и взаимопонимания.
«Только общаясь с обитателями соседних астероидов или других квартир, можно узнать, что для тебя самого по-настоящему важно, а что — всего лишь пыль, — говорится в описании спектакля. — Или песок. С песком дети играют во дворе, песчинки отмеряют секунды в часах, а пустыни кажутся необитаемыми. Попадая на сцену, песок может сыграть все эти роли, помогая актёрам и куклам настроиться на общение. А театр невозможен без диалога, даже если его темой станет одиночество». Одной из отправных точек для такого решения стал образ-мотив из текста повести — возвращение Маленького принца домой. Этот условно решённый, но буквальный, «понятный» дом и появился на сцене, позволяя отождествить небольшую планету и «крохотную комнатку». Образ космического вращения тоже сохранился в спектакле — в движении поворотного круга. Странствуя по разным мирам — чужим планетам-жилищам и человеческим судьбам, — новый Маленький принц вместе со зрителями проживает «историю про одиночество, поиски себя и несокрушимую надежду на лучшее».
На фото — момент техсовета спектакля «Маленький принц» © соцсети Тверского ТЮЗа
Примечательно, что в «Маленьком принце» Шульгача и Разживайкиной хотя и противопоставляются два восприятия мира — взрослое и детское, — но происходит это не через спор Принца и Лётчика. Последнего в спектакле вовсе нет, зато есть удвоенный заглавный герой — «Принц» и «Маленький принц (воспоминание)» (их играют разные актёры). Кроме того, для постановки важны неожиданные на первый взгляд «персонажи» — Голос папы и Голос мамы, которые слышит не только Маленький принц.
«Терять человека и переживать его потерю — это часть нашей жизни, это неизбежно, — рассказывает Алексей Шульгач. — Но есть такая потеря, которую ты ощущаешь не сразу, а понимаешь только через большое количество времени: так мы теряем своего внутреннего ребенка, своего маленького принца. Дальше жизнь летит по инерции, но в какой-то момент мы останавливаемся и задаёмся вопросами: „Где я?“, „А туда ли я пришёл?“, „А чего я хочу?“».
Помимо Шульгача и Разживайкиной, над премьерой работают художник по свету Михаил Шарабакин, композитор Александра Костырева и автор саунд-дизайна Илья Леонтьев.
В спектакле заняты артисты Андрей В. Иванов, Алексей Измайлов, Надежда Мороз, Сергей Зюзин, Владимир Крылов, Иван Иванов и Роман Клоков. Голосами папы и мамы стали Александр Евдокимов и Галина Сергеева соответственно.