В «Современнике» выпускают премьеру с куклами по роману — лауреату «Русского Букера»

На фото — Дмитрий Смолев и Дарья Белоусова в спектакле «САШАШИШИН» © sovremennik.ru

Сегодня и завтра, 29 и 30 ноября, на Основной сцене московского «Современника» пройдёт премьера спектакля Гарика Сукачёва «САШАШИШИН» по мотивам романа Александры Николаенко «Убить Бобрыкина».

Вероятно, единственной на сегодняшний день удачной попыткой перенести на театральную сцену необычный роман Николаенко, в 2017 году получивший «Русский Букер», стала работа Сахалинского театра кукол (спектакль Антонины Добролюбовой вышел в 2019 году). Потому любопытно, что Гарик Сукачёв в своей постановке также обращается к театру кукол: «САШАШИШИН» — копродукция «Современника» и Театра кукол имени Образцова. Сложный мир романа, почти полностью написанного ритмизованной прозой и в большой мере представляющего собой поток сознания необычного героя, в спектакле реализован через несколько сосуществующих художественных измерений: на сцене одновременно — драматические артисты, куклы и управляющие ими актёры Театра кукол имени Образцова, а также яркая визуальная среда, созданная с помощью видеопроекций и мэппинга.

По словам Гарика Сукачёва, замысел будущей постановки появился более пяти лет назад: когда возглавлявшая «Современник» Галина Волчек предложила ему выпустить в театре ещё один спектакль после «Анархии» по пьесе Майка Пэкера (2012), его выбор остановился на романе Николаенко. На замечание Волчек, что поставить эту книгу «почти невозможно», он ответил, что именно потому и хочет это сделать. Первый вариант инсценировки, над которой Сукачёв работал вместе с драматургом Ольгой Погодиной-Кузминой, был создан ещё в 2018 году, но с тех пор неоднократно изменялся и перерабатывался.

На фото — Николай Клямчук и Василий Мищенко в спектакле «САШАШИШИН» © sovremennik.ru

Среди многочисленных текстов, с которыми критики сравнивают «Убить Бобрыкина», особое место занимает «Школа для дураков» Саши Соколова, что связано в том числе с особенностями главного героя. Создатели спектакля уделили этому вопросу особое внимание и отправились в центр «Наш солнечный мир», который занимается реабилитацией детей и молодёжи с РАС, пообщались там с особенными детьми и их родителями. Примечательно, что именно «Современник» стал одним из первых российских театров, который сделал главным героем спектакля человека с РАС: в 2015 году Егор Перегудов поставил здесь «Загадочное ночное убийство собаки» (пьеса Саймона Стивенса по роману Марка Хэддона).

«Если говорить о самой пьесе, то она живёт абсолютно своей жизнью и не так, как живёт роман, — говорит Сукачёв. — Всё-таки то, над чем я работаю, является лиричной историей, которой, по сути, в романе нет. В моём случае это очень похоже, как ни странно, на два разных произведения. Одно произведение киноискусства называлось „Сталкер“, а другое произведение литературного искусства называлось „Пикник на обочине“. Это два разных произведения. Это два разных характера. Это два разных главных героя».

Двух главных героев вне кукольного измерения — юного и постаревшего Сашу Шишина — будут играть Дмитрий Смолев и Василий Мищенко соответственно. Помимо них, в спектакле участвуют всего три драматических артиста: роль Танюши, в которую влюблён Шишин, исполнит Дарья Белоусова, его Матери — Елена Козина, а Бобрыкина — Николай Клямчук. При этом почти у каждого из героев, составляющих мир САШИШИШИНА (так он назван в программке), есть кукольные «двойники».

На фото — сцена из спектакля «САШАШИШИН» © sovremennik.ru

Над визуальным и звуковым решением спектакля «САШИШИШИН» работает большая постановочная команда: автор сценографии и костюмов Андрей Шаров, художник по куклам Виктор Платонов, художник по свету Антон Кошкин, художник по пластике Павел Брюн, хореограф Егор Дружинин, композитор Пётр Налич, автор иллюзий Вадим Савенков, авторы видеоконтента Алёна Козина, Слава Минченко и Науар Битар, создатели музыкальных эффектов Анатолий Гринберг и Андрей Зоц, автор сцен с куклами Максим Кустов и звукорежиссёр Софья Кругликова.

Помимо перечисленных выше драматических артистов, в спектакле заняты Екатерина Малетина, Алёна Ковальчук, Марина Дунаева, Михаил Евченко, Александр Городиский, Василий Аникеев, Владислав Михайлов, Владислав Камышников, Илья Обухов, Александр Захарьев, Марина Адамович, Мстислава Боешко, Евгений Кириллов, Никита Кислицын, Леонид Кутсар, София Милютина и Милана Стрельцова, а также исполнители хореографических партий и трюков Дмитрий Веденин и Варвара Шарова.

Комментарии
Предыдущая статья
Михаил Бычков попросил ведущих актрис не покидать Камерный театр  29.11.2023
Следующая статья
Омский «Пятый театр» размялся на классике 29.11.2023
материалы по теме
Новости
Цхвирава ставит «шутку Толстого над своими семейными отношениями»
24 и 25 февраля в Омском академическом театре драмы пройдёт премьера спекталя Георгия Цхвиравы «Плоды просвещения» по одноимённой пьесе Льва Толстого. 
Новости
«Балет Москва» и Ольга Лабовкина исследуют «процесс заживления»
24 и 25 февраля в московском театре «Новая Опера» «Балет Москва» сыграет премьеру спектакля Ольги Лабовкиной «Всё, что после».