Милькис выпускает премьеру о смутном времени перехода и самозванстве

На фото — момент репетиции спектакля «Самозванцы» © Диана Евсеева

Сегодня, 17 марта, в московском Театре на Покровке пройдёт премьера спектакля Михаила Милькиса «Самозванцы» по мотивам нескольких пьес о Лжедмитрии I.

В основе новой постановки главного режиссёра Театра на Покровке — несколько драматических сочинений, связанных с событиями Смутного времени. Помимо пушкинского «Бориса Годунова», Милькис обращается к неоконченной пьесе Шиллера Demetrius, где заглавный герой (будущий Лжедмитрий I) верит в то, что является сыном Ивана Грозного, и к интерпретации шиллеровского сюжета — «тексту для театра» или «неисторической хронике» Клима «Тёмные дни», написанной в 2003 году. Кроме того, в «Самозванцах» использованы документальные материалы и тексты, придуманные создателями спектакля в процессе репетиций.

По замыслу Милькиса, сюжет об «исторических (или вымышленных) персонажах» (Лжедмитрий, Марина Мнишек и другие) даёт возможность исследовать не конкретный период русской Смуты, а всякое смутное время как состояние перехода. При этом предметом размышлений становится театр — и сегодняшнее состояние российского театра, и театральность, игра как часть феномена самозванства. Вместе с художником Виктором Шилькротом Милькис поместил героев спектакля на «заброшенный чердак, где можно найти предметы разного исторического содержания, разных эпох». Как пояснил режиссёр в предпремьерном интервью «Мосправде», это пространство связано с образом «небесного андеграунда» («чердак — это ведь небесный подвал, только расположенный наверху»), для персонажей оно становится чистилищем и театром в театре, где из подручных средств создаётся «историческая декорация».

«Человек, имея возможность стать самозванцем, применяет театральные, игральные структуры для своего существования — будь то личные отношения или рабочие манипуляции, — рассказывает Милькис. — Феномен самозванца в том, что человек берёт себе иное имя, выбирает новую роль, — и этот феномен очень театрален. Вся история страны с этой точки зрения видится глобальной супервысокобюджетной постановкой — вспомните эпоху дворцовых переворотов. И это, мне кажется, очень по-русски. Хочется обратить внимание на то, что театр как игра присутствует и в жизни каждого из нас, причём с детства. И я хочу поразмышлять над тем, что способность играть в человеке должна оставаться по мере взросления, чтобы его психика какие-то вещи выдерживала, была устойчива, сохраняла детскую способность к переменам.

Я вижу, как сегодня отдельные актёры, режиссёры, музыканты работают за счёт старых инструментов, приёмов, наработок. Это и ко мне относится, я сам претерпеваю точно такую же внутреннюю болезненную реформацию, как и большинство других людей. Но штука в том, что старые инструменты сегодня перестают действовать. Я ведь тоже хожу в театры и ловлю себя на мысли, что многое уже не имеет на меня того влияния, которое имело раньше. И задаю вопрос, а что и как это должно быть, чтобы театр „попал“ в меня? На этот вопрос мне всё сложнее и сложнее ответить, ответ становится смутным, размытым. Поэтому и хочется на примере истории, которая уже стала мифом для русского сознания, попробовать раскрыть вещи, которые происходят сейчас во внутреннем контексте театральной культуры».

Главных героев сыграют молодые артисты: на роль Марины Мнишек Милькис пригласил актрису МХТ имени Чехова Юлию Витрук, а роль Димитрия исполнит вошедший в труппу Театра на Покровке в 2023 году Владислав Хитрик. Также в премьере заняты Владимир Бадов (Отец Марины), Олег Пармёнов (Одовальский), Михаил Сегенюк (Убийца), Алиса Шиханова (Ксения Годунова) и Юлия Авшарова (Марфа). В постановочной команде, помимо Милькиса и Шилькрота, — художник по костюмам Юлия Волкова.

Напомним, Михаил Милькис — актёр, режиссёр, педагог, музыкант. Окончил Школу-студию МХАТ в 2006 году (курс Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова), а в 2010-м — совместную режиссёрскую магистратуру Школы-студии МХАТ и ЦИМа (мастерская Валерия Фокина). Поставил ряд спектаклей в МХТ имени Чехова, Театре имени Вахтангова (Первая студия), Боярских палатах СТД РФ, театре Jorik (Резекне, Латвия), Школе-студии МХАТ. С августа 2022 года — главный режиссёр Театра на Покровке.

На фото — моменты репетиций спектакля «Самозванцы» © Диана Евсеева

Комментарии
Предыдущая статья
Ушёл из жизни Александр Ширвиндт 15.03.2024
Следующая статья
В «Сатириконе» ставят «Дубровского» как «пластический трагифарс» 15.03.2024
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.