Девять пьес, написанные в течение последних десяти лет на русском языке и отмеченные различными премиями, составляют два тома: один маркирован «12+», другой — «18+» (на деле это «14+»).
Издать современные пьесы для подростков в виде «настоящей» книги — как ни странно, новый и в своём роде смелый шаг: до сих пор у серьёзных российских издательств такого опыта не было. Впрочем, маловероятно, что он не найдёт отклика у читателей: большинство пьес, представленных в сборниках издательского дома «Самокат», поставлены на сценах театров по всей России — и спектакли пользуются успехом. Принципиально и для составителей (это представители «Самоката» редактор Мария Соболева и пиар-директор Мария Орлова, а также драматург, куратор «Маленькой Ремарки» Мария Огнева и театровед Елизавета Спиваковская), и для авторов, что предполагаемая аудитория — читатели или зрители представленных произведений — не только подростки, но и их родители, вообще взрослые. «Это тексты, потенциал которых именно в том, чтобы инициировать разговор об увиденном как между сидящими в зале подростками, так и между подростками и их родителями», — подчёркивает Елизавета Спиваковская в послесловии к сборнику.
По сути каждый из сборников — это мини-комплект: каждая из пьес представляет собой небольшую книжечку внутри одной большой. Разница между двумя томами «Современной подростковой драмы» — в возрасте героев (по сравнению с первым, персонажи второго, конечно, «взрослеют»), проблематике пьес и, соответственно, в предполагаемом возрасте аудитории. Второй том в действительности рассчитан на читателей (и зрителей) возраста «14+», однако, поскольку в нём присутствует некоторое количество отмеченной на обложке «нецензурной брани», а её, согласно нынешнему законодательству, несовершеннолетние читатели и зрители не знают и не используют в речи, сборник маркирован парадоксальным для подросткового издания цензом «18+».
Как бы то ни было, «бумажное» издание современной драматургии для подростков ставит перед собой сразу несколько важных задач: во-первых, все представленные пьесы, как это ни парадоксально, увлекательны в качестве «пьес для чтения» и, соответственно, могут быть интересны в том числе и абсолютно далёким от театра детям и взрослым (издатели высказывают надежду, что после прочтения сборника читатели смогут стать и зрителями, заинтересовавшись театром); во-вторых, представленные пьесы могут лечь в основу не только театральных постановок, но и самостоятельных опытов школьных, самодеятельных, непрофессиональных театров или даже личных театральных опытов подростков — ровесников героев; наконец, собранные вместе, эти пьесы могут стать подспорьем и для режиссёров, ищущих актуальный материал для постановки на профессиональной сцене.
В первый том («12+»), названный «Хочу по правде», помимо одноимённой пьесы Серафимы Орловой, вошли «Март и Слива» Екатерины Бизяевой, «Никаких сомнений» Дарьи Варденбург и пьеса одного из составителей сборника, Марии Огневой, «Воин» (напомним, недавно премьеру спектакля по пьесе Огневой сыграли в Новосибирске). Во второй том («18+») под названием «Всем, кого касается» (только что в московском «Сатириконе» прошли премьерные показы спектакля Константина Райкина по одноимённой пьесе Даны Сидерос), помимо заглавной, вошли пьесы «Бог ездит на велосипеде» Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, «Фото топлес» Натальи Блок (её в московском РАМТе, в частности, поставил Олег Липовецкий), «Это всё она» Андрея Иванова и «Хлебзавод» Алексея Олейникова (эта пьеса в стихах, представленная на прошлой «Любимовке», сочетает литературные аллюзии, разножанровую образность и парадоксальную при этом точность живой сегодняшней речи). Пьесы, собранные в «Современной подростковой драме», написаны в разной стилистике и даже в разных жанрах, однако все их отличает конкретность сегодняшнего дня (в этом смысле «Воин» Марии Огневой формально является исключением), ощущение многомерности и «многомирности» жизни нынешнего подростка, у которого привычное соединение реального и фантазийного миров дополняется виртуальным пространством, и внимание к диалогу поколений — или проблеме отсутствия этого диалога, причём поколениями здесь являются не только взрослые и дети или подростки и их родители, но и, например, дети и подростки (как в пьесе Дарьи Варденбург «Никаких сомнений») или подростки разных возрастов.
«Мы надеемся, что „Современная подростковая драма“ станет не только срезом времени, его свидетельством и документом, но и книгой, которую хочется перечитывать. Что среди этого сюжетного, мировоззренческого, стилистического разнообразия читатель найдет любимые тексты — для чтения и для постановки. И что на сцене будут появляться новые спектакли — слышащие сегодняшнего героя-подростка, говорящие с ним на одном языке», — подытоживает Елизавета Спиваковская в послесловии.
Презентация «Современной подростковой драмы» в Москве (в новом магазине издательства «Самокат») пройдёт 30 апреля. Книги представят составитель и автор сборника Мария Огнева, а также авторы пьес из второго тома («Это всё она» и «Хлебзавод» соответственно) Андрей Иванов и Алексей Олейников.