Самочувствие мыши

Фото: Елизавета Царевская
Фото: Елизавета Царевская

Выставка «Камень. Ножницы. Бумага» в Новом манеже посвящена 10-летию Лаборатории Дмитрия Крымова. Вместо юбилейного спектакля, жанра изрядно растиражированного за последние несколько сезонов, три художника – Дмитрий Крымов и его бывшие ученицы Вера Мартынова и Мария Трегубова создали 16 новых художественных объектов и  одного Станиславского в придачу.

Вытянутая через все залы манежа выставка напоминает скелет невиданной фантастической рыбы. Где голова, а где хвост – не так уж важно. Здесь отсутствует четкая  хронология событий и дотошная попытка рассказать «как это было». Каждый объект посвящен одному из спектаклей Лаборатории и представляет собой его образ, смысловое и эмоциональное содержание.

Основная часть выставки расположилась на больших деревянных необтёсанных столах, взятых, словно из столярной мастерской. Однако вместить на них все явно не получилось. По ходу просмотра появляется стойкое чувство, что пространство манежа было захвачено и обжито экспонатами: в одном из залов по всему периметру проходит маленькая железная дорога, а на стене проекция заката – привет из спектакля «Корова». В другом зале нарисованные на белых полотнах черные музыканты подмигивают, играют на инструментах, дергают ножкой, задавая ритм, и по всему залу плывет джазовая мелодия. А в чайных кружка, расставленных хаотично на столе, если заглянуть внутрь, можно увидеть спектакль «Демон. Вид сверху» – ведь именно так его смотрят зрители в театре «Школа драматического искусства», с высоты.

Как утверждают создатели выставки, сюда может прийти человек, не видевший ни одного спектакля Лаборатории – скучно ему не будет. Один из спектаклей действительно мало кто мог видеть. Поставленный совместно с Baryshnikov Arts Center  спектакль «В Париже» по рассказу И. Бунина с Михаилом Барышниковым в главной роли играли в Европе и Америке. Огромное черно-белое полотно старинной фотографии закрыло весь стол. С изображения смотрят двое: девушка и белый офицер, лицо которого так неожиданно и странно схоже с лицом всемирно известного танцора-эмигранта.

Тут можно совершить настоящую прогулку: начать с темного неуютного дома XIX века (макет спектакля «Малого театра») и выйти во двор, пойти дальше – в зеленые рощи, мимо речки и церкви, чтобы в итоге оказаться на обрыве, как Катерина из пьесы «Гроза». В истории Лаборатории был когда-то спектакль «Сны Катерины», поставленный со студентами-сценографами. В спектакле ничего подобного не было, а в программке даже впечатывали фразу «Авторы приносят свои извинения Александру Николаевичу Островскому». Но все это имеет отношение к тому большому котлу, в котором перемалываются мысли, чувства, ассоциации, чтобы на выходе дать что-то совсем иное.

На выставке есть и аттракцион: нажав на красную кнопку, можно запустить миниатюрную ленту-транспортер, принцип которой был смысловым и организующим элементом в спектакле «Тарарабумбия».

Как и в спектаклях самого Дмитрия Крымова, здесь есть игра c масштабом. От предметов-великанов, будь то Буратино под три метра высотой или огромное развалившееся на полу дерево из спектакля «Как вам это понравится», можно перейти к скрупулёзному изучению всех вещдоков, расположенных во внутренностях столов. К слову сказать, все фотографии и документы подлинные, они предоставлены музеем им. А.А.Бахрушина. Материалы, собранные к выставке, самые разнообразные – от шляпы А.П.Чехова, аудиозаписей и фотографий всех чеховских спектаклей до фронтовых дневников советских театров и старинных гравюр, собранных когда-то страстным любителем и специалистом по театральным спецэффектам Карлом Вальцем. Все, что вдохновляло, беспокоило, раздражало, что хотелось переосмыслить и отрефлексировать, было собрано здесь.

Единственный экспонат на этой выставке, который не имеет прямого отношения к спектаклям Лаборатории, это подлинный стол К.С. Станиславского, под которым можно увидеть самого владельца. Он воспроизводит реальную историю из жизни К.С.: однажды к нему в дом, будучи вызванной учителем, пришла Мария Осиповна Кнебель. Зайдя в кабинет, она не обнаружила там К.С., как вдруг увидела, что тот вылезает из-под стола. «Искал самочувствие мыши»,  – смущенно вымолвил он.  Эта легенда, передаваемая из уст в уста, осталась одной из самых любимых. И на выставке «Камень. Ножницы. Бумага» этот стол, самый первый в длинном ряду, служит доказательством того, что театр, в первую очередь, это про озорство, любовь и поиск.

P.S. А еще на выставке работает «Инотеатр» – показы легендарных спектаклей и фильмов. Расписание можно посмотреть на сайте Лаборатории.

Комментарии
Предыдущая статья
Ирина Прохорова: без большого кровопролития 23.06.2013
Следующая статья
Рожки да ножки 23.06.2013
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…