Сайт-специфик от Екатерины Великой


В Малом Дворце музея-заповедника Царицыно открывается выставка «Ожившая пьеса императрицы», которую можно назвать перформансом, инсталляцией и спектаклем в жанре сайт-специфик. Куратор Сергей Хачатуров, режиссер Юлия Овчинникова и актер Гоголь-центра Филипп Авдеев называют этот проект путешествием по неизвестной готической пьесе, которое наводит на неожиданные мысли о родовом древе российской государственности.

бюст Екатерины. Автор модели (1793) -- Жан-Доминик Рашетт, автор оригинала (мрамор, 1783) -- Федот Шубин. Россия, Императорский фарфоровый завод, начало ХХ века. Бисквит, формовка, лепка
бюст Екатерины. Автор модели (1793) — Жан-Доминик Рашетт, автор оригинала (мрамор, 1783) — Федот Шубин. Россия, Императорский фарфоровый завод, начало ХХ века. Бисквит, формовка, лепка
работы художников Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Без названия. Гипс, холст, масло. Изготовлены специально для выставки «Ожившая пьеса императрицы» в ГМЗ «Царицыно»
работы художников Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Без названия. Гипс, холст, масло. Изготовлены специально для выставки «Ожившая пьеса императрицы» в ГМЗ «Царицыно»
работы художников Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Без названия. Гипс, холст, масло. Изготовлены специально для выставки «Ожившая пьеса императрицы» в ГМЗ «Царицыно»
работы художников Евгении Буравлевой и Егора Плотникова. Без названия. Гипс, холст, масло. Изготовлены специально для выставки «Ожившая пьеса императрицы» в ГМЗ «Царицыно»
фото предоставлено ГМЗ «Царицыно»
фото предоставлено ГМЗ «Царицыно»
фото предоставлено ГМЗ «Царицыно»
фото предоставлено ГМЗ «Царицыно»

 

Готический роман — таинственное и тревожное понятие. Диапазон тем: от «Замка Отранто» Горация Уолпола и «Пиковой дамы» Пушкина до голливудских фильмов-ужасов. К этой теме авторы выставки обратились в связи с неожиданными параллелями архитектурного образа усадьбы Царицыно, созданной великим зодчим XVIII столетия Василием Баженовым в так называемом «готическом вкусе», и литературными увлечениями ее заказчицы, императрицы Екатерины Великой.
В истории культуры наряду с правильными, образцовыми жанрами и стилями сосуществуют их антиподы — жанры и стили неправильные, неудобные, трудно классифицируемые. Они словно дразнят педантичную логику и структуру «правильных» образцов. Их предназначение, миссия в культуре — предостерегать язык от догм, клише, косных штампов, делать картину миру многосложной и полифоничной. К таким стилям, без сомнения, относятся утвердившие себя в литературе и пластическом творчестве Нового времени «готический и/или романический вкусы». Оба родились в качестве нелюбимых, отверженных официальной культурной политикой детей эпохи. Начало истории слов «готическое» и «романическое» обнаруживаем в европейском барокко. Термин «romantic» («romantick», «romantique», «romantisch», «romanenhaft») в Западной Европе XVII и XVIII столетия соотносился с образами литературного романа в его средневековом значении как повествования с выдумкой, отличавшегося фантастической фабулой, обилием чудес и приключений. Поэтому «romantic» обозначал «нечто невыразимое», неправдоподобное, преувеличенное, фантастическое, воображаемое, страстное. Средневековые рыцарские романы своим необычным, неправильным образным строем, своей запутанной интригой создали прецедент романа как «антижанра» литературы. Так что появившийся в Век Просвещения и век создания усадьбы Царицыно «готический роман» узаконивает право культуры быть странной, алогичной и неврастеничной.
Во дворце Екатерины II (Малый Дворец музея) авторы проекта создают вариант путешествия по неизвестной «готической» пьесе императрицы «Чесменский дворец». Ожившие портреты, перформативные и инсталляционные пространства введут зрителя в мир иронических и даже саркастических размышлений императрицы о королевских домах Европы и родовом древе российской государственности. Оживят готическую пьесу современные художники: Алексей Политов и Марина Белова, Евгения Буравлева и Егор Плотников. И актер Гоголь-центра Филипп Авдеев.
Само пространство перформанса даст возможность зрителю стать соучастником пьесы. Парадоксальным способом можно будет понять, что некие психологические матрицы общения и оценки характеров и событий у нас схожи. Дискретность высказываний и их нелинейная последовательность в лентах социальных сетей необычно рифмуются с автономными репликами говорящих портретов в пьесе Екатерины II. Симпозиум героев аналогичен постам в фейсбуке. И смысл их общения — не выстраивание аргументированного рассказа о событии и личностях, но саркастические уколы, яркие повседневные наблюдения и бытовые случаи. Этот инсценированный гением императрицы почти фейсбучный шум голосов позволяет убедиться, что историю делали живые люди. Конечно же, подобная полифония гармонично соответствует концепции «готического вкуса», как его понимали в Век Просвещения, вкуса неправильного и нарушающего порядок, иерархию, однако живого, эмоционального, полного недомолвок, чужих секретов и родовых тайн.
Выставка открывается 26 ноября и продлится до 19 марта 2017 года.

Комментарии
Предыдущая статья
Психоанализ тела 25.11.2016
Следующая статья
Соучастники будущего 25.11.2016
материалы по теме
Блог
Опреснённый миф
В октябре в оперном театре Лозанны впервые в истории состоялась премьера главной швейцарской оперы мирового репертуара. Ника Пархомовская рассказывает о том, почему «Вильгельм Телль» в постановке Бруно Равеллы – стопроцентно швейцарский.
Блог
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.