С 22 января по 23 февраля в Национальной опере Парижа пройдет первый премьерный блок показов нового спектакля Ромео Кастеллуччи. На этот раз один из самых известных провокаторов современного театра обратился к малоизвестной оратории итальянского композитора эпохи барокко Алессандро Скарлатти “Первое убийство”.
Il primo omicidio – оратория для шести солистов и оркестра. Скарлатти приступил к написанию в Венеции в 1706 и закончил в Риме в 1707 году. В ее основе библейский сюжет о братоубийстве Каином Авеля.
“Каин невиновен, – декларирует Кастеллуччи, – потому что до него никто не знал о смерти. Он сам не знает последствий собственного поступка. Я нахожу это очень трогательным”.
Как сказано в официальном релизе на сайте Парижской оперы, “убийство Авеля его братом Каином – одна из тех тем, которая заворожила умы человечества, ей посвящены тома исследований и заданы миллионы богословских вопросов. Это первое убийство должно было возродить все человечество и превратить двусмысленную фигуру Каина в отца цивилизации. Ромео Кастеллуччи возвращается в Парижскую оперу с этой ораторией, исследуя ее метафизическое измерение и роль зла в божественном мире. По мнению Кастеллуччи, музыка Скарлатти способна максимально раскрыть эту христианскую тему”.
Ромео Кастеллуччи выступает в постановке режиссером, сценографом, художником по свету, а также дизайнером костюмов. За дирижерский пульт Кастеллуччи пригласил Рене Якобса, для которого выступление в Национальной опере Парижа станет дебютом.
Главные роли в премьере Кастеллуччи сыграют женщины. Партию Каина исполнит меццо-сопрано Кристина Хаммарштром (Kristina Hammarström), Авеля – меццо Оливия Вермулен (Olivia Vermeulen). Помимо заглавных партий, в постановке Кастеллучи присутствуют Адам и Ева, а также Голоса Бога и Дьявола. В официальном трейлере спектакля, выложенном на сайте Парижской оперы, на сцене под пение оперных див репетируют 15 подростков.
“Мне не нравится слово провокация, – говорит Кастеллуччи, – но мы не идем в театр или оперу, чтобы подтвердить то, что мы уже знаем. Зритель должен встречаться с неизвестным”.
Напомним, что режиссера Ромео Кастеллуччи с его шокирующей и поэтичной эстетикой одновременно католическая Европа давно прозвала богохульником. Не важно, берется он за Библию или ставит Моцарта, эксперименты с формой и содержанием неизбежны. В постановке на музыку Штрауса голова лошади заменяла у Кастеллуччи лик Иоанна Крестителя, его Орфей и Эвридика в опере Глюка лежали в реанимационном зале вместо мира Ада. Жанна Дарк в Пермской опере пылала на костре абсолютно голой (подробнее в рецензии журнала ТЕАТР.), в спектакле “Лики Христа”, показанном в Москве на Чеховском фестивале, старик буквально топил сцену в собственных экскрементах, а для постановки “Юлий Цезарь” на фестивале SOLO в Москве, действие которого проходило в подземном бункере, требовалась живая лошадь.
Продолжительность оперы Ромео Кастеллуччи “Первое убийство” 2 часа 55 минут с одним антрактом. Билеты доступны на официальном сайте Парижской оперы.
Фото: Elena Bauer