Режиссёр Майя Клечевская обвинила фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» в самоцензуре

На фото режиссёр Майя Клечевская

Фестиваль “Школа.Студия.Мастерская” опровергает обвинения польского режиссёра.

В редакцию журнала ТЕАТР. пришло письмо от польского режиссёра Майи Клечевской и драматурга Лукаша Хотковского, в котором они обвиняют фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» в самоцензуре.

«Полгода назад мы были приглашены на третий театральный фестиваль „Школа. Студия. Мастерская“, идея которого заключалась в обмене литературным и режиссерским опытом, – говорится в письме. – Нас попросили предложить что-то из польской литературы. Мы выбрали „Солярис“ Станислава Лема.

На первой репетиции я, Майя Клечевская, рассказывала об инсценировке и концепции „Соляриса“. Чем может быть сегодня соляристика? Что такое океан? Что сегодня стыдно? В Польше? В России?

Страх перед полицией, зависимость костела/церкви и государства, разрешение на домашнее насилие, стигматизация и избиение людей ЛГБТ (напомним: несколько дней назад семь мужчин избило женщину в центре Петербурга, потому что она „была похожа на лесбиянку“), насилие над женщинами, политические убийства и преследования.

Во время разговора один из актеров поднимается и говорит, что не хочет иметь ничего общего с гомосексуалами и феминистками и не будет участвовать в мастер-классе. Выходит посреди репетиции.
Что его больше всего возмутило?

Может то, что Harey, любовь главного героя, должен сыграть коллега из театра? То, что любовь Krisa и Harey — это гомосексуальная любовь?

Мы были поражены, что это может обидеть артиста в XXI веке?

Утром следующего дня нас вызывает директор Михаил Барсегов: „Не могу вам предложить гонорар больше, чем 40 евро (итого, за неделю работы 200 евро). Не могу также заставить вас работать бесплатно. Я пойму, если прекратите работу“.

О гонораре мы заранее не договаривались. Театр сказал: приедете, тогда все обсудим.

На предложение заменить артиста, Барсегов говорит, что такой возможности нет. „Вас вообще здесь не должно быть. Кто-то совершил ошибку, пригласив вас“, — добавляет он.

Мы останавливаем работу.

Нам вручают билеты домой на следующий день.

Можно пожать плечами, мол, конфликт из-за денег, такое бывает, махнуть рукой и забыть. Ведь нам предложили остаться на фестивале в качестве „почетных гостей“.

Театр и искусство не должны ничего бояться. То, что случилось с нами за время очень короткого и удивительного визита в театре „Мастерская“, является, с нашей точки зрения, актом самоцензуры.

Мы совершенно в этом убеждены».

Журнал ТЕАТР. связался с программным директором фестиваля Ольгой Никифоровой, которая прокомментировала сложившуюся ситуацию:

«Мне кажется, что Майя Клечевская изначально была настроена на некий негатив. Не понравился „отель, который находится на окраине“. Это отель „Москва“ по адресу: Невский проспект, 2. Гонорар обсуждался заранее: Майя и автор пьесы Лукас Хотковский были согласны – у фестиваля сохранилась переписка с ними об условиях работы. Но после первой репетиции наши гости запросили сумму в 8000 евро на двоих за 4 дня работы, что совершенно не соотносится с бюджетом фестиваля.

Наш фестиваль „Школа.Студия.Мастерская“ — это территория свободы, а худрука Григория Михайловича Козлова трудно заподозрить в давлении на кого-либо. Приглашенные режиссеры и драматурги из Литвы, Японии, Венгрии, Азербайджана, Румынии, России не были ничем ограничены и делали эскизы по современной актуальной драматургии на самые разные темы. И представлялись  они без всяких купюр, а уж о цензуре и говорить не приходится.

Что касается ушедшего актера. Когда началась репетиция, выяснилось, что в эскизе речь будет идти о сексуальных отношениях — это не было прописано в тексте. Один актер оказался православным, глубоко верующим. Он сказал: „Извините, я не буду принимать участие“. Это произошло без скандалов, все было абсолютно спокойно. Это не приказ, не репертуарная работа в театре, это эскиз — актер имел право отказаться. Я сказала, что будет другой актер — не проблема. Если актер отказался от участия в работе над эскизом, как случилось с „Солярисом“, это его право, которое мы все должны уважать, если говорим о свободе.

„Солярис“ актеры доделывают сами и сегодня в 17.00. состоится показ. С разрешения автора пьесы».

Майя Клечевская — режиссёр. В 2001 году окончила режиссерский факультет Государственной высшей театральной школы в Кракове. Ставила спектакли в Театре им. Словацкого (г. Краков), Театре им. Норвида (г. Еленя Гура), Драматическом театре им. Шанявского (г. Вальбжих), Старом Театре (г. Краков).

Фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» проходит в Санкт-Петербурге в театре «Мастерская» п/р Григория Козлова. Фестиваль ведёт свою историю с 2017 года. В его афише объединяются театры, выросшие из актёрских курсов, и театры, в которых сохраняется принцип студийности.

Комментарии
Предыдущая статья
«Геликон-опера» откроет фестиваль в Клину 16.12.2019
Следующая статья
Олег Липовецкий выпускает спектакль в МТЮЗе 16.12.2019
материалы по теме
Новости
Спектакли Козлова, Габриа и Егорова покажут на фестивале «Школа. Студия. Мастерская — 2022»
С 7 по 15 ноября в Петербурге пройдёт 5-й фестиваль «Школа. Студия. Мастерская», который организует «Мастерская» Григория Козлова. В программе — показы спектаклей, лекции и традиционная режиссёрская лаборатория.
Новости
Театр на Таганке покажет премьеру Дениса Азарова «Поцелуй. Конармия»
Премьера спектакля «Поцелуй. Конармия» по тексту Исаака Бабеля в постановке Дениса Азарова пройдёт 1 октября на основной сцене Театра на Таганке.