13 декабря во временном пространстве петербургского Дома Радио (Невский проспект, 62) пройдёт премьера спектакля Бориса Павловича и Аглаи Соловьёвой «Стихам здесь не место». В основе этой постановки инклюзивной театральной компании «Разговоры» — тексты, сочинённые её участниками.
Режиссёры Борис Павлович и Аглая Соловьёва вместе с командой «Разговоров» исследуют поэзию как форму искусства, которая по своей сути избегает однозначности и живёт в двойственности. Создатели спектакля поясняют, что поэзия «превращает слова, паузы, движения в художественный образ», подчёркивая её способность к мгновенной трансформации и уклонению от определения. «Интерес к языковым играм создаёт пространство инклюзии, то есть открытости к любому типу мышления, — отмечают авторы постановки в анонсе. — Почему стихам здесь не место? Потому что их место всегда где-то не здесь. Неторопливой черепахой они ускользают от самого ловкого Ахиллеса».
«Стихам здесь не место» — эксперимент в области процессуального искусства, где поэзия используется не как конечный продукт, а как динамичный элемент, подобный «музыкальным темам для джазовых импровизаций». В течение полутора лет участники проекта занимались созданием стихов, которые теперь служат основой для спонтанных сценических интерпретаций.
О том, как начиналась эта работа и в чём её специфика, нашей редакции рассказала Аглая Соловьёва: «Борис предложил мне проводить поэтические встречи, заниматься с ребятами словом и стихами, образами. Я согласилась с большим интересом и радостью. Особенность поэтического слова мы все более или менее знаем — образность, метафоричность, структура, эмоциональность, ну что там ещё? Чтобы писать стихи, человек должен пребывать в особом музыкально-художественном состоянии. Небытовая настройка. А наши ребята — это уже особые небытовые люди. Они интересно говорят. В принципе. В быту. Поэтому, если их простое бытовое сознание вывести в поэтическое, то там получается иное, не то, что поэтическое сознание обычного человека-поэта».
«Наша театральная компания идёт долгим неспешным путём, это по-честному лаборатория с открытым кодом работы, — рассказал нашей редакции Борис Павлович. — Мы перебираем разные формы и жанры. То мюзикл на широкой эстраде, то микроскопический театр кукол. Сейчас вот стихи сочиняем. Но поэзия — это же не театр, а литература?.. Когда я задумываюсь о том, что именно мы сочиняем, наиболее подходящей мне кажется формулировка „комьюнити арт“. Не знаю, есть ли аналог в русском языке? Может, и нет. Сообщество, которое само по себе является и медиумом, и формой, и содержанием искусства. Я именно так думаю про „Разговоры“. И наша сегодняшняя работа, „Стихам здесь не место“, именно так и устроена. Поэт Аглая Соловьёва научила нас базовым навыкам сочинения стихов — ритм, рифма, художественный образ. А дальше каждая наша встреча стала игрой, где мы превращали в поэзию всё подряд: погоду за окном, шум вытяжки, собственные имена-отчества. Но дело не в текстах. Дело в том, как по ходу дела присоединяются и уходят люди, как дышит атмосфера группы. Когда люди сочиняют, они становятся прозрачнее. И на время спектакля зрители тоже становятся частью нашего сообщества. Так что мы приглашаем зрителей стать даже не со-авторами, а фрагментом художественной ткани».
Над премьерой работают художники Ксения Тараканова, Наталья Федорок, Елена Чебуина и композиторы Елена Белкина и Алексей Востриков.
В этом году инклюзивная компания «Разговоры» отмечает 10-летие. За это время коллектив прошёл путь от закрытой лаборатории в БДТ имени Товстоногова, где занимались студенты центра «Антон тут рядом», до самостоятельного творческого объединения. После ухода из БДТ команда начала сотрудничество с фондом «Альма Матер»: вместе с ним «Разговоры» создали проект «Квартира». Спектакль «Стихам здесь не место» — также результат совместной работы с фондом «Альма Матер» и Домом Радио, резидентами которого стала компания «Разговоры».