Разгерметизация

Вчера в Театре на Таганке открылась выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы».

С этим событием начался масштабный проект, посвящённый 50-летию знаменитого театра. Выпускники Школы театрального лидера — режиссёры, художники, театроведы и продюсеры — писали сценарий юбилея как дипломный проект, но в Департаменте культуры идея понравилась, и летом команду во главе с Дмитрием Волкостреловым представили труппе. Естественно, как это бывает с любой неожиданной инициативой в репертуарном театре, проект понравился не всем. Ночью, накануне вернисажа, прямо на стене появились недобрые надписи. Как и следовало ожидать, недовольные омрачили открытие выставки бурными протестами.

Скандал на вернисаже подарил театральной истории две бессмертные фразы. Первая принадлежит одному из актёров, он оглядел посетителей выставки и грозно сказал: «Здесь слишком много посторонних». Другой заметил: «Артистам играть надо, а не размышлять!».

Когда-то на Таганке были рады посторонним — вот и Перетрухина пишет, что в этом году она хотела бы снова видеть театр «местом дискуссий и общественных дебатов». Этот проект адресован не только труппе, но и всем, к кому имеет отношение культурный феномен Таганки — а круг этих людей гораздо шире одного театра.

Разгерметизация — это шаг к следующей цели: перестать работать на сиюминутный результат, взять паузу и спросить себя — чем Таганка была, чем она стала и как она может развиваться дальше?

Вроде бы группа юбилейного года предлагает театру подключиться к аналитической работе, а не навязывает ему референдум, на котором решится его судьба. Нельзя сказать, что на Таганке нет никого, кому эта работа была бы интересна: художественный совет почти единогласно проголосовал за выставку.

Когда я думаю о последних выставках Перетрухиной, мне трудно понять, к чему мои мысли относятся — к содержанию её текстов или к самому художественному жесту. В её случае нельзя отделить одно от другого.

Она выставляет не вещи, а мысли.

«Репетиция свободы», прошедшая недавно в Музее современного искусства, ещё содержала несколько объектов и инсталляций, но текст уже доминировал, уместнее было сказать — «я читаю выставку», а не «смотрю». Обычно в галерее надпись на стене комментирует объект, у Перетрухиной почти везде объект был комментарием к идее. «Попытка альтернативы» ещё радикальнее — здесь нет ничего, кроме текстов. Белое фойе без афиш и фотографий напоминает о белой же кирпичной стене таганской сцены, которую почти никогда не закрывали задником (Давид Боровский посвящает этой стене отдельные страницы своей книги). Буквы-наклейки ассоциируются с автографами в кабинете Любимова и отзывами, которые зрители оставляют на рулоне бумаги после каждого спектакля. И «чистый лист» архитектуры, и мысли стороннего наблюдателя, зафиксированные в пространстве театра, можно считать переосмыслением традиций самой Таганки.

«Репетиция свободы» была промежуточным итогом восьмилетнего театрального эксперимента Перетрухиной. «Попытка альтернативы» — это только предисловие к предстоящему юбилейному году. На той, первой выставке мысли были сконцентрированы в двух объёмных текстах. На этой — 47 цитат, рассеянных по всему театру. Центральное место занимает письмо к Юрию Любимову. В остальном — мы застаём команду за работой, во время мозгового штурма, когда надо записать все идеи, все ключевые имена и фразы. Группа юбилейного года обозначет свою программу, принципы своей работы: в истории не должно быть единого канона, у неё много версий, потому что много свидетелей. Таганка — это не три-четыре имени: главными героями юбилейного года станут незаметные и даже безымянные участники театральной истории.

Юбилейный проект, как и Школа театрального лидера, из которой он вырос, имеет отношение к новой театральной политике Департамента культуры, решительно настроенного на реформу. Поэтому вопросы этой выставки касаются не только разных возможных взглядов на историю Таганки, но и путей обновления репертуарного театра: «Насколько возможен диалог или возможна лишь авторитарная позиция?» Может ли инициатива «сверху» встретиться с инициативой «снизу»? Что значит руководить театром — диктовать свою волю или создать пространство для коллективного творчества? Возможна ли в театре демократия? Альтернатива, которую Перетрухина вынесла в название выставки — это альтернатива концепции авторитарного лидерства: прошлое, в котором важен каждый, и будущее, над которым каждый может работать.

То, что художественная политика описывается в терминах политики государственной, очень важно для понимания того, чем занимается Ксения Перетрухина, и вообще — какую альтернативу предлагают современные театральные деятели. На «Репетиции свободы» центральное место занимали размышления художника о связи театрального пространства с политическим сознанием. Перетрухина настаивает, что вместо того, чтобы пассивно поддерживать нашу ментальность, искусство должно заниматься её активным преображением — если это искусство, а не просто развлечение. Сейчас в театральном зале сохраняются повседневные общественные отношения. Во-первых, он иерархичен, и престиж зрительских мест определяют деньги — партер дороже, балкон дешевле. Во-вторых, это жёсткая, регламентированная система с раз и навсегда предписанным порядком — кресла пронумерованы, прикручены к полу и обращены строго вперёд. Художник предлагает уничтожить иерархию кресел, отвинтить их от пола и предоставить зрителю выбрать любое место. Свобода начнётся с этой небольшой возможности: «Территория искусства сейчас способна стать репетиционной площадкой реальности».

Как аналитик, искусствовед (киновед) по первому образованию, Перетрухина сформулировала одну из самых важных тенденций в нашем театре. Она озвучила то, к чему в последние годы стремились руководители молодых театральных площадок — Театра.doc, «Практики», «Гоголь-центра», Центра им. Мейерхольда. Сегодня театр может стать прообразом такого общества, в котором мы хотели бы жить, но которого в нашей стране нет и в обозримом будущем не будет. Граждане не имеют доступа к авторам законопроектов, но любой зритель может общаться с авторами пьес и спектаклей в дискуссионых клубах Театра.doc и «Гоголь-центра». В государстве инициатива исходит только сверху, но на театральных площадках — в Центре Мейерхольда и в том же Театре.doc — любая творческая группа может предложить свой собственный проект. Города принадлежат чиновникам, зато в театре можно уже сейчас заботиться об общественном пространстве: Кирилл Серебренников в театре им.Гоголя первым делом снес перегородки на нижнем этаже, и сейчас на месте административных кабинетов огромное фойе для зрителей. Консервативному политическому курсу противопоставлено желание развития и постоянного обновления. Репертуарный театр, как и страна в целом, как правило, не понимает и не принимает идею сменяемой власти — вспомните, какая паника поднялась вокруг назначения того же Серебренникова. Но, когда сам он создавал «Платформу», одним из условий проекта была ежегодная смена кураторов. Серебренников проработал год и действительно перестал курировать театральное направление. Такая же спланированная передача власти произошла в театре «Практика» и на фестивале «Любимовка». Проект юбилейного года на Таганке тоже вписывается в эту тенденцию, особенно на фоне помпезного 400-летия дома Романовых и создания «единого учебника истории», предложенного, как известно, самим Путиным. Наша историческая память давно стала притчей во языцех вместе с нашими дорогами.

Тем временем группа театральных деятелей предлагает отказаться от очередного гламурного юбилея и непредвзято изучить историю Театра на Таганке, принципиально рассматривать разные версии, разные свидетельства вместо того, чтобы культивировать мифы. Здесь можно говорить о «репетиции исторической памяти».

Когда театр претендует на то, чтобы стать моделью целого общества, он должен предложить нечто большее, чем посещение спектакля — нужны дополнительные каналы связи между ним и публикой. Поэтому у театра появляются непривычные функции — от социальной работы до специального образования. В театре новой формации можно проводить весь день — заниматься йогой, покупать книги, обедать и слушать лекции. На «Репетиции свободы» Перетрухина предложила ещё одно направление, в котором театры могли бы работать. Среди объектов выставки были железные каркасы декораций, раставленные в определённом порядке. В пояснении к этой композиции она фантазировала, что было бы, если бы художник позаботился, как выглядит его декорация в разобранном виде: ведь сейчас на неё смотрят по нескольку часов в месяц, а в остальное время куски декораций громоздятся на складе. А ведь можно планировать их с таким расчётом, чтобы показывать публике, как инсталляции. Закрытые театральные склады превратились бы в открытые галереи. Сейчас отголосок этой идеи звучит на Таганке.

«Моя работа всегда в зрительном зале», пишет Перетрухина.

Она ставит публику в такое положение, из которого спектакль воспринимается так же, как участники проекта на Таганке предлагают увидеть историю — когда у каждого наблюдателя своя точка зрения.

Её любимая тактика — распределить зрителей по нескольким залам, чтобы никто не мог посмотреть спектакль от начала до конца. Один из самых экстремальных проектов Перетрухиной и Волкострелова опера «Три четыре» шла в двух соседних подвалах башни Федерация. В «Танце Дели» (петербургский ТЮЗ им. Брянцева) они разделили зал надвое, а на премьере этой осени «Три дня в аду» (Театр Наций) зрители расходились по трём палаткам. Спектакль Марата Гацалова «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» (МХТ) какое-то время идёт одновременно в четырёх тесных комнатах. Важен момент осознания: то, что видишь ты — необязательно то же самое, что видит сосед. Художник напоминает, что опыт общения с искусством всегда индивидуален, уникален (другой её любимый приём — поставить стулья как можно дальше друг от друга и создать ситуацию, в которой спектакль адресован вам лично, а не всем разом). Но из этого следует, что он не может быть единственно «правильным». В некоторых проектах Перетрухиной это переключение — когда ты внезапно обнаруживаешь, что возможен и другой ракурс, другая версия происходящего — является ключевым событием спектакля. В опере «Три четыре» половина зрителей (в которой был и я — к несчастью для моей простуды) только после спектакля обнаруживала, что в соседнем подвале не было ни музыкантов, ни ледяного искусственного дождя, зато были тёплые пледы. А вторая половина могла лишь догадываться об экстремальных условиях в первом помещении, потому что видела только трансляцию на большом экране. Внимательные зрители быстро вычисляют, что действие не ограничено их полем зрения — но рано или поздно каждый совершает это открытие.

Но этот фирменный приём можно интерпретировать и по-другому. Второе объяснение связано с новым реализмом, к которому, как мне кажется, можно отнести и Павла Пряжко, и Дмитрия Волкострелова, и Семёна Александровского, и, собственно, Ксению Перетрухину. Я думаю, что их объединяет категорическое неприятие искусства-условности, искусства-схемы, искусства, изображающего жизнь в адаптированной, приблизительной форме. Под этой формой я имею в виду любое допущение, устоявшееся в традиционном театре. Классическая театральная ситуация, в которой зритель, глядя из одной точки, не упускает ничего важного, в высшей степени условна. Но когда какая-то часть происходящего нам заведомо недоступна, это в корне меняет дело: мы не смотрим спектакль, а скорее, наблюдаем за ним. Он становится чем-то более автономным и, следовательно, более реальным. Театр — это не «представление», а некая живая среда. Перетрухина исключает какую бы то ни было искусственность, изобразительность. Она никогда не использует бутафорию и даже предпочитает, чтобы в спектакле «играли» личные вещи его участников. На предпоследнем фестивале «Территория», за год до премьеры «Трёх дней в аду» Волкострелова, она сделала с Семёном Александровским эскиз по этой пьесе Пряжко в отцепленном плацкартном вагоне на Казанском вокзале.

Сейчас в её резюме мало документальных спектаклей. Документальность проявляется в её работе иначе: в предмете, в пространстве, в способе восприятия театра. Поэтому на Таганке она и её единомышленники оказались неслучайно. На той же «Территории» 2012-го года лаборатория site-speciefic получила название «Живые пространства». Проект юбилейного года под эту формулировку подходит. Таганка — это ещё одно живое пространство, но куда более сложное, чем те, в которых художникам приходилось работать раньше.

Комментарии
Предыдущая статья
Евроведение 22.11.2013
Следующая статья
Зачем Таганке выставка Перетрухиной? — Чтобы зомби не приходили. 22.11.2013
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…