Премьера спектакля по «Рассказу собаки» Марка Твена в Алтайском государственном театре кукол «Сказка» (Барнаул) запланирована на май. Режиссёр Алексей Смирнов и его соавторы выбрали для будущего спектакля технику китайского театра теней.
«Рассказ собаки», как подчёркивают в театре, — нетипичный для Твена текст. Трагическая история собачьей жизни, написанная от первого лица, по мнению многих, крайне сентиментальна, что идёт вразрез с эстетической позицией Твена и всем остальным корпусом его текстов. Впрочем, «Рассказ собаки» не лишён и социальной остроты, и авторской непримиримости по отношению к человеческой жестокости и равнодушию.
Директор алтайской «Сказки» Надежда Васильева объяснила изданию «Алтайская правда», почему выбор пал именно на этот текст (отправной точкой для работы над спектаклем стало желание сотрудничать с Алексеем Смирновым): «Он <Смирнов> прислал нам перечень названий на шести листах, мы два дня его только изучали. Там были и Оруэлл, и Кэрролл, и Линдгрен, но, в конце концов, мы склонились к рассказу Твена. Для меня важно, чтобы было о чём поговорить как с родителями, так и с ребёнком. А здесь — тема бережного отношения к ближним. Не только к собаке, а вообще к тем, кто рядом».
В свою очередь, Алексей Смирнов пояснил тому же изданию, почему заинтересовался таким «щемящим» материалом: «Я очень люблю заниматься двумя видами театра: „театром детской скорби“ и „театром адского веселья“. Эти две полярные штуки мне кажутся важнее всего. По мне, пускай зритель в зале испытывает не грусть, а боль, потому что эта эмоция гораздо сильнее. Если в итоге зритель выйдет из зала потерянный или о чём-то задумается, значит, мы не бессмысленно работаем и можем что-то менять, а не только развлекать».
Соавтор Смирнова — молодая художница театра кукол Елизавета Ольшвангер, студентка выпускного курса РГИСИ. Ольшвангер уже выпустила несколько премьер, в том числе совместную со Смирновым работу во Псковском театре кукол. Для «Рассказа собаки», который будет решён в эстетике китайского театра теней, соединяющего традиции и современные технологии, она придумала мир «модерна и стимпанка». Для Ольшвангер важно время написания (и, соответственно, действия) «Рассказа собаки» — 1903 год, момент модернистского излома и актуализации «технической угрозы», некоторой инфернальности науки (что имеет отношение к рассказу). Механистичность здесь будет связана с миром людей, а природное, модернистски «извилистое» — с миром собак.
Отметим, что для «Сказки» работа в эстетике театра теней в принципе — почти новость: уже несколько десятилетий здесь не ставили теневых спектаклей. Предполагается, что играть «Рассказ собаки» будут уже на новой сцене, куда театр планирует переехать в марте.
Алексей Смирнов окончил Ярославский государственный театральный институт по специальности «Актёр театра кукол» (2002), учился в СПбГАТИ по специальности «Режиссёр театра кукол» (2002-2005). Работал в петербургском независимом театре «Кукольный формат» (КУКФО) с 2002 по 2012. Создатель независимого театрального объединения «Театр N». В 2012-2015 был главным режиссёром Московского областного государственного театра кукол. Ставит спектакли в различных городах России, номинировался на «Золотую Маску».