Сегодня, 8 июля, на площадке театра «Открытое пространство» в Санкт-Петербурге пройдёт премьера спектакля «Театрального проекта 27» и режиссёра Стефании Гараевой-Жученко «Пётр и Феврония» (12+) по мотивам агиографического текста Ермолая-Еразма.
Независимый «Театральный проект 27» (ТП27) был создан в 2019 году командой актёров, режиссёров и других соавторов спектаклей Большого театра кукол. Значительную часть репертуара ТП27 и сейчас составляют постановки с участием артистов БТК и работы учеников главного режиссёра этого театра Руслана Кудашова — Владислава Тутака, Романа Бокланова. Однокурсница последних Стефания Гараева-Жученко в ТП27 выпускает премьеру впервые.
Знаменитый памятник древнерусской литературы, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, — весьма необычный агиографический текст. Житийный сюжет соединяется в нём почти со сказкой, дохристианские фольклорные мотивы и даже земные страсти к финалу пути героев складываются в историю о святости и подлинной любви. Парадоксальность этого сочинения давно привлекает исследователей — литературоведов, культурологов и других. Не обходит стороной оригинальную историю любви и театр: в 2015 году своё видение предложила Светлана Землякова, и эта постановка для всей семьи получила «Золотую Маску» в номинации «Эксперимент».
Гараева-Жученко, сочиняя оригинальную пьесу вместе с однокурсницей Лидией Клириковой, стремится «разомкнуть» древнерусский текст в сегодняшний день. Поэтому параллельно с кукольным житийным действием разворачивается другая история — о женщине, пережившей измену мужа и развод с ним, а теперь осмысляющей саму возможность любви и верности в современном мире. Зрителям — подросткам и взрослым — перед началом спектакля также предлагают поделиться в записках своими соображениями на этот счёт.
Стефания Гараева-Жученко рассказывает: «Всё началось с того, что я назвала свою старшую дочь Февронией. Мне просто понравилось имя. Спустя какое-то время я стала интересоваться тем, кто такая святая Феврония. Когда я погружалась в тему, мне постепенно становилось ясно, что у нас никто не готовит молодых людей к супружеской жизни — ни в семьях об этом не говорят, ни института такого нет. Приходится всё постигать самостоятельно, на практике. Вопросов — тьма! Ответов мало. А реальных примеров из жизни не так-то много. У кого спросить совет? Куда обратиться?.. Святые Пётр и Феврония считаются символом счастливой супружеской жизни. Но повесть о них, написанная в XVI веке, воспринимается как сказка с банальным хэппи-эндом, с “ненастоящим” финалом “жили они долго и счастливо и умерли в один день”. А как они жили? Как этого достичь? Что с ними происходило на самом деле? Ведь изначально они были просто людьми, святыми не родились, а стали. В процессе создания спектакля мы пытались осознать святость брака. Как прожить вместе всю жизнь и быть при этом счастливыми? Нужно ли это в современном мире? Как воспринять Петра и Февронию настоящими людьми, а не “картинками” с иконы?..
В постановке нет пропаганды брака, мы не навязываем конкретные мнения. Для меня эта работа — попытка осознать задачи супружеской жизни в современном мире (ведь я сама замужем пять лет) и создать живой спектакль, который поможет подросткам определить личные ориентиры в этом вопросе».
Что касается противоречивой природы текста Ермолая-Еразма, то она для авторов спектакля стала и художественным, и смысловым ключом к «Повести…». Вместе с художником Натальей Бакулевой режиссёр противопоставляет на сцене два мира — большого богатого города и маленькой тихой деревни, которые постепенно, подобно главным героям истории, смогут сблизиться (в том числе буквально). Соединятся в визуальном решении и два символических образа: рамка оклада иконы, связанная с «христианской» частью истории, и ствол-опора, напоминающий о «фольклорной» её части — Древе мира, дереве-роде и «лесных» событиях «Повести…».
Помимо упомянутых выше, над премьерой работает художник по свету Роман Фурштатский. В спектакле заняты артисты Алина Белоусова, Иван Шарый, Мария Рочева и Михаил Веркевич.