XXVII Пушкинский фестиваль пройдет в два этапа. С 20 мая по 8 июня на сайте фестиваля покажут видеотрансляции 22-х спектаклей онлайн-программы, лекции и виртуальную выставку. А уже осенью фестиваль представит некоторые спектакли вживую.
«Коронавирусная пандемия парализовала театральную жизнь во всем мире. Подавляющее большинство театральных фестивалей весны-лета 2020 года были отменены или перенесены на осень. – рассказал журналу ТЕАТР. арт-директор фестиваля Андрей Пронин. – Некоторые (как завершившийся на днях Theatertreffen в Берлине или намеченный в июне «Науруз» в Казани) перешли в онлайн-формат. Пушкинский фестиваль выбрал третий путь. Мы надеемся встретиться с нашим зрителем осенью в традиционном формате, показать несколько ярких новых спектаклей из Москвы, Петербурга, Петрозаводска и Краснодара. Но открываем XXVII Пушкинский уже сейчас – онлайновой программой».
География онлайн-программы обширная. Свои лучшие спектакли по текстам российских классиков представят Израиль, Литва, Финляндия, Эстония, Петербург, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Кемеровская, Омская, Саратовская, Тюменская, Челябинская и, конечно, Псковская области.
Все спектакли согласно объявленной афише будут показаны на сайте фестиваля, а также на сайте Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина.
На закрытии онлайн-программы, 8 июня, будет показана запись спектакля Эймунтаса Някрошюса «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. В 1995 году Някрошюс с «Маленькими трагедиями» уже выступал в программе Пушкинского фестиваля.
«Мы надеемся, что не останутся без внимания два видеопоказа спектаклей, сценическая жизнь которых давно окончилась. – продолжил Пронин. – Обе работы вышли в Петербурге, имена режиссеров в обоих случаях не были особенно широко известны публике. Теперь Андрий Жолдак и Тимофей Кулябин по праву считаются ведущими театральными мастерами Европы. Тем интересней пересмотреть (или увидеть впервые) их старые спектакли. Не были ли эти работы в свое время недооценены?».
Речь идет о «Тарасе Бульбе» Жолдака (2000, театр-фестиваль «Балтийский дом») и спектакле Кулябина «Шинель. Dress Code» (2012, театр «Приют комедианта»).
В онлайн-программе Пушкинского фестиваля есть несколько совсем новых спектаклей, премьер уходящего сезона. Это и «Наводнение» Сергея Левицкого из Улан-Удэ, и «Пиковая дама. Игра» Евгении Сафоновой (петербургский Театр им. Ленсовета), и «Дом. Дочь. Дорога» (по мотивам «Капитанской дочки») Веры Поповой из Кудымкара.
Кроме того, зрителям фестиваля предстоит увидеть несколько фестивальных хайлайтов. Спектакль главного режиссера Башкирского Национального театра им. Гафури Айрата Абушахманова «Зулейха открывает глаза» стал лауреатом «Золотой маски». Кроме того, будут показаны Омская «Мария» Бабеля в постановке Георгия Цхвиравы, тюменская «Молодость» по Тургеневу в постановке Данила Чащина, псковская «Река Потудань» по Платонову в постановке Сергея Чехова, которые также были номинантами «Золотой маски».
«Театр Viirus из Хельсинки мы взяли в программу не только из-за его актуального названия. Их «Мастера и Маргариту» называют одним из самых удачных спектаклей Финляндии последних лет. – рассказал Пронин. – Интересно и режиссерское имя Эйидля Палльсона, ведущего театрального режиссера Исландии, создавшего эту версию булгаковского романа. Еще одна режиссерская персона – Йехезкель Лазаров, израильтянин, создавший на сцене тель-авивского театра «Гешер» визуально изощренную постановку тургеневских «Отцов и детей»».
В онлайн-программе есть спектакли Геннадия Тростянецкого и Алексея Песегова, есть спектакль Минусинского театра: булгаковскую пьесу о смерти Пушкина «Последние дни» поставил известный якутский режиссер Сергей Потапов. В программу включен спектакль Ильи Ротенберга «Гроза», поставленный Великих Луках, а также созданная в театре башкирского города Салават «Глумов» на башкирском языке в постановке молодого режиссера Антона Федорова.
Организаторы рассказали, что «Пиковую даму» Андрея Сидельникова из Новокузнецка и «Повести Белкина» Тимура Насирова из Магнитогорска привезти в Псков никак не представлялось возможным. В Псковской области просто нет сцены, способной вместить эти спектакли крупной формы. Однако для онлайн-формата подобных преград не существует, и эти спектакли включены в программу Пушкинского фестиваля.
Арт-директор Андрей Пронин обратил особенное внимание и на детскую программу фестиваля:
“Мы покажем спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде» – это очередная постановка Вячеслава Полякова, благодаря которому Национальный театр Карелии стал одним из лидером российского театра для детей. В «Салтане» Артема Кузина из Саратова играют совсем юные студенты местной Консерватории, спектакль исполнен озорного обаяния молодости. Большой фестивальный провенанс у «Вассы» петрозаводского театра «Творческая мастерская» (режиссер – Сергей Стеблюк). Но показываем этот спектакль мы не только из-за его художественных достоинств, но и по другой причине: одну из главных ролей в нем исполняет ведущий актер Псковской драмы Евгений Терских»».
Кроме того, Пушкинский фестиваль открывает свой видеоархив: в программе будут показаны лекции Алексея Гусева, Марины Давыдовой, Дмитрия Ренанского, Татьяны Тихоновец, прочитанные в фестивальном лектории в прошлые годы.
В рамках фестиваля пройдет и виртуальная выставка, подготовленная «ЕО Алгоритмы», куратором Людмилой Кирсановой с участием известного псковского поэта Артема Верле. Выставка исследует поэтику романа «Евгений Онегин» через метод вычисления алгоритмов его структуры, языка и метра. Художники деконструируют роман и пересобирают его элементы в новом порядке или применяют его закономерности для создания медиапроизведений.
«Конечно, просмотр театральных спектаклей на видео далеко не самый лучший способ знакомиться с театральным искусством. Не все записи передают атмосферу спектаклей, за кадром остаются значимые детали. – резюмировал Пронин. – Разумеется, театр надо смотреть в театре, но в нынешних условиях мы вынуждены довольствоваться несовершенной формой видеопоказа».
Весь контент Пушкинского фестиваля 2020 года доступен на сайте.