Корреспондент журнала ТЕАТР. – об альманахе по итогам “Классной драмы”
Проект «Классная драма» по британской методике работы с подростками Class act уже 15 лет проходит в разных городах России. В апреле, благодаря благотворительной программе «Мир новых возможностей» компании «Норникель», он добрался до самого северного города мира и прошел в Заполярном театре драмы имени Маяковского. По итогу двухнедельной программы на сцене театра показали спектакль-альманах из 13 пьес, написанных школьниками.
Class act – дело многоэтапное, позволяющее участникам изнутри узнать все фазы создания спектакля. Более двадцати подростков из школ и лицеев Норильска и ближайших районов стали участниками драматургической лаборатории – на протяжении недели под руководством питерских драматургов Анастасии Букреевой и Юрия Клавдиева, экспертов по Class act, они учились создавать пьесы.
Сначала блок теории: наставники обучали молодых авторов базовым принципам драматургии, потом поддерживали и направляли в практике. Тринадцать итоговых работ (писали по одному и в группах) сначала представили на читке, а после передали режиссерам: Марфе Горвиц (Москва), Никите Раку (Воронеж) и Анне Бабановой (Норильск). Еще неделю вместе с актерами Заполярной драмы они готовили спектакль-альманах, куда вошли все пьесы, созданные подростками, причем авторы текстов также участвовали в репетициях.
Терапевтическая функция проекта важна не меньше, чем практическая. Class act позволяет снять у подростка внутренние барьеры, дать ему высказаться не только ВКонтакте, а с большой сцены главного театра города. И как результат – готовая пьеса, работая над которой, авторы учатся точно выражать свои мысли и получают уникальный опыт: не только наблюдают за рождением спектакля, но и участвуют в каждом из этапов.
Создавая спектакль-альманах из тринадцати историй, режиссеры постарались представить как можно больше театральных форм, при этом найдя для каждой пьесы свое звучание. Так один из самых сложно скроенных текстов «Я здесь не просто так» Максима Сидельникова в постановке Никиты Рака стал совершенно понятным и четким высказыванием. Ставя историю парня, каждый человек из окружения которого транслирует тот или иной смертный грех, режиссер представил это окружение в виде хора. Формат читки позволил перевести пафос в иронию и сарказм, а точно расставленные актерские интонации раскрыли замысловатые метафоры пьесы.
Среди тематического разнообразия получившихся пьес можно выделить общие точки, тревожащие авторов. Хотя в текстах нет прямой претензии к родителям и миру в целом, в них сквозит обида за тотальное равнодушие со стороны близких. Героиня пьесы «Ангелы среди нас» (авторы: Кристина Полякова, Катя Тихонова, Кирилл Миронов), девочка из, казалось бы, благополучной семьи, готова уйти из дома и жить на вокзале, предпочтя деньгам и ежедневному безразличию со стороны матери – спокойствие и заботу бездомного. Анна Бабанова ставит эту пьесу с кропотливой серьезностью, без юмора, так что трагедия покинутого сердца в каждой из сцен звучит с предельной остротой.
Требование уважения и равенства есть и в пьесе «Кактус» Катюши Чудик и Екатерины Мокляк – этот рассказ о буллинге основан на реальных событиях. Школьницу унижают не только одноклассники, к травле подключается и учительница – поддержки найти негде. Молодые авторы доводят ситуацию до максимально критичной, убивая героиню. Режиссерский финал – пьесу поставила Марфа Горвиц – не дает такой однозначной интерпретации.
Тема жертвенной смерти есть и в одной из самых музыкальных и лиричных пьес «Я буду петь свою музыку» Тин Шевченко, где показано противостояние политической системы и свободной творческой личности. Никита Рак актуализирует историю, начиная эскиз с видео рэпера Оксимирона, выражающего поддержку рэперу Хаски, которого забрали после выступления на крыше машины в Краснодаре. Режиссер выводит карикатурных персонажей: зажатого в костюм тучного мэра, продажного журналиста в леопардовом пиджаке. Но как бы ни обещали светлого исхода шутки и гэги, финала пьесы с метким выстрелом не избежать.
Однозначность персонажей в пьесах наводит режиссеров на пародийность, излишний трагизм в эскизах они прячут за иронией. Абсурд доходит до абсолюта в пьесе Арсения Якимова «Орлы севера». Историю в стиле Тарантино о бандитской группировке и правоохранительных органах Анна Бабанова превращает в гангстерскую черную комедию. Полицейский делится мыслями с напарником – чучелом собаки, а бандиты то и дело разбрызгивают кровь по экрану задника.
Такая «киношность» отлично ложится в формат альманаха, а в некоторых эскизах прослеживается стилистика ситкомов. В пьесе «Счастливая жизнь» Софьи Дорошкевич и Анастасии Пивоваровой родители пытаются решить судьбу умной и серьезной дочери, выдав ее замуж за богатого и глупого. Эффект комичности Никита Рак задает, представляя одну семью прозападной, а другую – русофильской. Все в жизни этих людей – от гипертрофированных костюмов до неестественной походки – наиграно и ложно. Все должно идти по заранее написанному сценарию, поэтому один из актеров то и дело уходит со сцены – подсматривать в текст пьесы.
Тему представления подростками будущей семейной идиллии продолжает пьеса Марии Онищенко «Красивый, умный и богатый» – феминистский рассказ о домашнем абьюзе. Марфа Горвиц наполняет историю точными визуальными маркерами: так, вместо кольца во время церемонии, жених надевает невесте желтую резиновую перчатку, а букет меняет на швабру. Бунт против покорности и следования стереотипам здесь доведен до абсурда, но из-за жесткого сарказма то и дело проглядывает ад.
Помимо реалистичных пьес есть и решенные в жанре фэнтези. «Отражение» Анатолия Прядко и Егора Деева – история о травле в школе, попытка преодолеть неприятие мира через сказку. Враждебная реальность раздваивается, выбрасывая героя в волшебный мир чародеев. Этот эскиз вызвал самую активную реакцию зала, хотя был создан минимальными средствами. Та же Марфа Горвиц устраивает из этой сказочной истории превосходный стендап на трех актеров: из костюмов – черные водолазки, из реквизита – горсть конфетти.
Может показаться, что сам город, где в конце апреля высоченные сугробы еще и не думали таять, провоцирует на сказку. Желание хоть ненадолго уйти в придуманный мир здесь не кажется побегом от реальности. Вступая в диалог с с Норильском, Никита Рак превращает Искателя душ из пьесы «Потерянный» Марины Токминой в шахтера с горящим фонарем на каске, но общей привязки к месту нет – такие истории могли бы родиться и в любом другом городе. Итогом этой темы и финалом альманаха стала пьеса «Лучше там, где нас нет» Ивана Хатникова и Арины Чернухи – о том, что побег в Париж за лучшей жизнью не всегда того стоит, а сказка может ждать тебя и рядом.
Особенно ценно, когда по итогу такого проекта получается цельное художественное произведение, несмотря на разношерстность материала и режиссерских стилей. И что всегда поразительно в подобных составных альманах – режиссеры, создавая единое высказывание, остаются верными собственному стилю.
Будут ли участники проекта писать дальше – вопрос не столь важный, они уже драматурги. Гораздо круче, что все эти подростки из разбросанных по Норильску школ и лицеев познакомились, поделились друг с другом своей болью и на финальном вечере делали общие селфи. Спектакль-альманах был показан один раз, но у театра есть все предпосылки оставить его в репертуаре.