Мировая премьера оперы по повести Паустовского состоится в Петрозаводске

Музыку к этому произведению по заказу театра написал композитор из Санкт-Петербурга Илья Кузнецов

17 и 18 ноября в Музыкальном театре Карелии представят мировую премьеру оперы «Карельский пленник» по мотивам повести Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля». Музыку к этому произведению по заказу театра написал композитор из Санкт-Петербурга Илья Кузнецов, автор либретто – Ольга Погодина-Кузмина. Над спектаклем работают режиссер-постановщик Александр Петров (художественный руководитель театра «Зазеркалье» из Санкт-Петербурга), дирижер Анатолий Рыбалко и художник Вячеслав Окунев. Историческим консультантом постановки стал директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг.

Как отмечают в пресс-службе театра, сюжет оперы тесно связан с историей Петрозаводска и всей России. Повесть Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933) – история пленного французского офицера, волею судьбы оказавшегося в Петрозаводске в начале XIX века.

О том, как создавалась эта повесть, писатель позже вспоминал в очерке «Белая ночь»: «Я ехал в Петрозаводск. В то время Алексей Максимович Горький задумал издавать серию книг под рубрикой «История фабрик и заводов». К этому делу он привлек многих писателей, причем было решено работать бригадами, – тогда это слово впервые появилось в литературе. Горький предложил мне на выбор несколько заводов. Я остановился на старинном Петровском заводе в Петрозаводске. Он был основан Петром Первым и существовал сначала как завод пушечный и якорный, потом занимался бронзовым литьем, а после революции перешел на изготовление дорожных машин. От бригадной работы я отказался <…> Мне очень нравился север. Это обстоятельство, как мне тогда казалось, должно было сильно облегчить работу. Очевидно, я надеялся протащить в эту книгу о Петровском заводе пленившие меня черты севера – белые ночи, тихие воды, леса, черемуху, певучий новгородский говор, черные челны с изогнутыми носами, похожими на лебединые шеи, коромысла, расписанные разноцветными травами».

В спектакле одним из мест действия стал Александровский завод начала XIX века, основанный при Екатерине II. На сцену выйдут жители Петрозаводска той эпохи, в том числе такие персонажи, как горный начальник Армстронг, городничий Каменский, генерал Ламсдорф. Найдет отражение в опере и исторический факт посещения завода Александром I, во время которого при испытаниях нового оружия в непосредственной близости от императора разорвалась пушка.

«Несмотря на то, что сюжет Паустовского претерпел изменения, появились новые персонажи, – говорит Ольга Погодина-Кузмина. – Для нас было важно передать на сцене самобытную атмосферу повести «Судьба Шарля Лонсевиля». Вместе с композитором Ильей Кузнецовым мы не раз бывали в музеях Петрозаводска, изучали устройство и организацию заводов, быт рабочих, чиновников, дворян и окрестного населения. Так укрупнилась тема Отечественной войны 1812 года, важная веха в истории Александровских заводов».

Фото из архива Музыкального театра Карелии

Комментарии
Предыдущая статья
Чемодан оставьте возле душа 14.11.2018
Следующая статья
Финско-русский спектакль «Письмо матери» представят в Музее Достоевского 14.11.2018
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.