Представление Григория Заславского: хроника событий

16 мая министр культуры РФ Владимир Мединский представил коллективу ГИТИС нового и. о. ректора — театрального критика Григория Заславского. Предыдущий ректор, Карина Мелик-Пашаева, занимала эту должность с 2009 года и была уволена по истечении максимального возраста.

Прежде чем объявить о новом назначении, Мединский объявил об «увольнении в связи с 70-летием», поблагодарил Мелик-Пашаеву и вручил ей нагрудный знак за вклад в российскую культуру. Григория Заславского министр поначалу представил как «нового ректора». «А выборы будут? — поинтересовался кто-то в зале. — У нас ведь выборная должность!». Мединский спохватился и уточнил, что речь идет о назначении и. о. ректора, а выборы постоянного ректора состоятся «в соответствии с процедурой».

Рассказывая о деятельности Григория Заславского, министр особо отметил его сотрудничество с Минкультом. «Что немаловажно, <Григорий Заславский> давно и плотно работает с Министерством культуры в качестве руководителя секции театра Общественного совета Министерства культуры. Мы глубоко убеждены, что, будучи человеком из ГИТИСа, из театроведческой среды, поддерживающим самую плотную связь с театральным сообществом, Григорий Анатольевич подхватит эстафету Карины Левоновны <Мелик-Пашаевой> и выведет ГИТИС при помощи и поддержке министерства к новым высотам».

Затем слово взял Григорий Заславский. Свое собственное назначение он прокомментировал так: «Для Минкульта важно, чтобы это был человек из театральной среды, чтобы ректор разбирался во внутренних вопросах, может, в первую очередь — в сложностях театральных отношений».
Мелик-Пашаева попросила своего потенциального преемника сохранить коллектив вуза — как педагогов, так и других работников. «Григорий Анатольевич, вы получаете наливное яблочко. Коллектив сейчас работает как никогда хорошо. Надеюсь, будучи выпускником ГИТИСа, вы отнесетесь к коллективу очень внимательно». На что новый и. о. ректора заверил ее, что у него нет амбиций реформатора. «С чьей-то легкой руки я причислен к кругу критиков охранительно-консервативного направления. Конечно, я с этим не согласен — но, с другой стороны, в ГИТИСе охранительно-консервативное направление может принести пользу. Революции в образовании, особенно таком, как театральное, быть не может. Сегодня на сцену выходят люди, которые вообще никакого образования не имеют. Наша главная задача — показать, в чем преимущество многолетнего академического театрального образования».

Критическое сообщество отреагировало на это назначение в соцсетях, причем отреагировало крайне негативно.

Так, театральный критик Андрей Пронин написал на своей странице в фейсбуке: «Назначение Григория Заславского и.о. ректора ГИТИСа — довольно опасный прецедент. Я не буду разбирать ни его научный вес, ни вовлеченность в академический процесс вуза, ни репутацию, в которой есть погрешности и довольно резкие реприманды от выдающихся людей. <…> Но если каждый министр культуры будет сажать в кресло ректора ГИТИСа не авторитетного педагога, а медийного персонажа, с которым ему удалось найти взаимопонимание и сработаться, институт просто окажется в развале».

«В моем критическом кругу люди могут ссориться и ругаться, но только Заславский для нас уже много лет — единственный нерукопожатный коллега. <…> дело не в каких-то там менеджерских способностях — может, они у него и есть, я не знаю. А в том, что человек с такой подлой репутацией не должен руководить учебным заведением, это очень вредно для студентов» — пишет Дина Годер.

Мария Седых обращается к ГИТИСу с вопросом:

«Розенкранц — ректор ГИТИСА? Неужели проголосуете? Что там про связь времен?»

«Ректор ВУЗа избирается. Назначить могут только и.о. А фигура ректора — это так или иначе — воля пед.коллектива. Мы это проходили. Так что ГИТИС сам хозяин своей судьбы», — напоминает профессор СПГАТИ, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская.

На просьбу прокомментировать новое назначение несколько педагогов театроведческого и режиссерского факультета ГИТИСа ответили отказом.

Выборы ректора состоятся через три месяца. Актуальное на сегодняшний день Положение о выборах ректора ГИТИСа было подписано Кариной Мелик-Пашаевой в ноябре 2015 года. Согласно документу, ректора избирает Общее собрание (конференция) работников и обучающихся ГИТИСа. Факультеты, кафедры, отделы могут предлагать своих кандидатов на должность ректора; также кандидат может выдвинуть себя сам. Затем кандидатуры согласуются с комиссией Министерства культуры. Полный текст Положения о выборах ректора опубликован на сайте института.

Григорий Заславский окончил театроведческий факультет ГИТИСа в 1993 году. Кандидат филологических наук, защищал диссертацию в 2011 году, в Томском Государственном Университете по теме: «Трагедия Я.Б.Княжнина „Росслав“: национальный миф о герое-воине и проблемы историзма». Автор книги «Москва театральная. Путеводитель» (2009). Заместитель заведующего отделом культуры «Независимой газеты», обозреватель информационного канала «Вести». С 2013 года руководит рабочей группой по вопросам театрального искусства в Общественном совете при Министерстве культуры РФ.

На сайте Минкульта отмечается, что нынешний и.о. ректора ГИТИСа «Неоднократно публично высказывался в поддержку курса на воссоединение Крыма с Россией. Принимал активное участие в обсуждении проекта «Основ государственной культурной политики» и «Стратегии государственной культурной политики».

Любопытным шрихом к портрету и. о. ректора является тот факт, что критик и историк театра, профессор, а в недавнем прошлом — педагог ГИТИСа Инна Соловьева неоднократно публично просила профессиональное сообщество не считать Григория Заславского ее учеником.

Комментарии
Предыдущая статья
Рваный роман 13.05.2016
Следующая статья
Курганская культурная аномалия 13.05.2016
материалы по теме
Блог
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.
Блог
Последняя сказка Уила
В Самарском ТЮЗе, он же СамАрт, прошла премьера спектакля «Буря» в постановке Мурата Абулкатинова. Из всех пьес Шекспира режиссер выбрал самую противоречивую и бурную, с множеством вопросов, на которые сложно найти ответы.