Сегодня и завтра, 21 и 22 декабря, на Новой сцене Театра имени Вахтангова пройдёт премьера спектакля Владислава Наставшева «Повесть о Сонечке» по одноимённому прозаическому сочинению Марины Цветаевой.
Встреча с этим цветаевским текстом представляется закономерной и для режиссёра, и для театра, и для исполнительницы главной роли — Евгении Крегжде (без которой, вероятно, постановка не могла бы состояться в принципе). Написанная в 1937 году «Повесть о Сонечке» — автобиографический мемуарный текст, отклик на смерть актрисы Софьи Голлидэй. Цветаева, находясь в эмиграции, пишет о московских событиях 1918-1920 годов, происходивших с ней «за тридевять земель и двудевять лет». Тогда, в первые послереволюционные годы, она встретилась с артистами Мансуровской студии Евгения Вахтангова и провела это время в общении со студийцами. К этому краткому периоду увлечения Цветаевой театром относятся её драматургические опыты, а также стихи, посвящённые её тогдашнему «околовахтанговскому» окружению. Хотя в «Повести о Сонечке» о театре как таковом нередко говорится почти с иронией и воспринимается он как эстетическая и мировоззренческая противоположность поэзии, во время дружбы Цветаевой с артистами и очарованности многими из них именно этот мир, как принято считать, стал для неё спасением от мрачной реальности сурового времени.
В Вахтанговском театре к 100-летию со дня его основания был создан аудиоспектакль-променад «Вахтангов. Путь к Турандот». В этой постановке Владимира Бельдияна «голосом» Марины Цветаевой стала Евгения Крегжде — она читает стихи, посвящённые заглавному герою постановки и его артисту Юрию Завадскому. В жизни самой Цветаевой Вахтангов «главным героем» не был — в отличие от Завадского, которому она посвящала не только стихотворные циклы, но и пьесы. Для него, «с него» и «на него» она создавала в них роли — как и для Софьи Голлидэй, заглавной героини «Повести о Сонечке». Студийцам Цветаева читала «Метель», однако Вахтангова поэтическая пьеса не заинтересовала. Этой авторской читке посвящены многие страницы «Повести о Сонечке» — именно там Цветаева впервые увидела Голлидэй.
Переплетение судеб, любовные многоугольники и сложные привязанности молодых людей, описанные в «Повести…» и отражённые в стихах, отчасти роднят будущую премьеру с другой постановкой Наставшева — «Кузмин. Форель разбивает лёд» (2017) в «Гоголь-центре». Материалом для той постановки также были послереволюционные сочинения поэта Серебряного века. Как и случае с «Кузминым…», над «Повестью о Сонечке» Наставшев работает как режиссёр, а также автор визуального и музыкального решения (соавтором в создании сценографии «Повести…» стала Валерия Барсукова, а музыкального оформления — Иван Лубенников). Кроме того, в постановочной команде премьеры — художник по костюмам Майя Майер, художник по свету Руслан Майоров, художник-гримёр Ольга Калявина и хореограф Екатерина Миронова.
О том, чем интересно ему сочинение Цветаевой, Наставшев говорит так: «„Повесть о Сонечке“ — густой, очень плотный текст. Общественные потрясения становятся для Марины Цветаевой своеобразным катализатором. Сумасшедшая энергия обновления, которой буквально пропитан воздух, даёт ей силы, темы, новый язык. О ком бы ни писала Цветаева, она — как большой поэт — писала о себе. Примеривала на себя чужие жизни, разные роли. Её проза, соединённая с реалиями жизни, полна магии, которая завораживает».
Марину, как назван персонаж в программке, сыграет Евгения Крегжде. Премьера станет её первой работой после упомянутого выше аудиоспектакля «Вахтангов. Путь к Турандот» (2021), так что диалог актрисы с творчеством Цветаевой в этом смысле оказывается непрерывным. Впрочем, начался он гораздо раньше: в частности, Крегжде вспоминала ещё школьный «спектакль по Цветаевой», а в 2017 году вместе с Евгенией Симоновой и Вениамином Смеховым стала участницей литературной композиции «Жизнь на высокий лад» (часть цикла Смехова «Послушайте!» на телеканале «Культура»). Её партнёрами в «Повести о Сонечке» станут Ксения Трейстер и Константин Белошапка. Сонечкой станет Трейстер, окончившая в этом году Щукинский институт и к моменту выпуска уже сыгравшая в Вахтанговском целый ряд ролей, включая Наташу Ростову в «Войне и мире» Туминаса, принёсшую ей номинацию на «Золотую Маску — 2023». Персонаж Константина Белошапки в программке премьеры обозначен как «Он». Несмотря на название «Повести…», Голлидэй — не только не единственная главная, но даже и не единственная заглавная её героиня: первая часть книги — «Павлик и Юра» (Павлик — поэт и студиец Павел Антокольский, Юра — Юрий Завадский), вторая — «Володя» (актёр Студии Владимир Алексеев).
Отметим, что «Повесть о Сонечке» станет в Вахтанговском театре уже вторым за короткий срок обращением к сложному жанру «прозы поэта», хотя сами тексты относятся к разным временам. Год назад Светлана Землякова поставила на той же Новой сцене роман Тимура Кибирова «Генерал и его семья»: любопытно, что принципиальной для сюжета фигурой, а в спектакле и буквально действующим лицом, становится Анна Ахматова.