17, 18 и 19 февраля в Новом пространстве Театра Наций пройдёт премьера спектакля «Гермиона». Режиссёр и драматург «Гермионы» — Саша Денисова.
Два года назад Денисова уже делала постаревших героев «Гарри Поттера» обитателями современной России — спектакль «Гарри в огне» вышел в Театре.doc. Отчасти «Гермиону» можно считать продолжением этой истории: большинство артистов, участвовавших в «Гарри в огне», перейдут в премьерную постановку, сохранив свои роли. Однако в новом спектакле герои обретут русифицированные имена: так, Алексей Юдников сыграет «гламурного режиссёра» Гарри Леонидовича (в состав с ним — Михаил Горский), Михаил Ефимов — Рона Визлина («пишет романы в древнерусском стиле»), Алексей Маслодудов — олигарха Драко Малфоева, Полина Галкина — «актрису от Бога» Женю Визлину (в состав — Анна Шепелева), а Дарья Гайнуллина — «рупор Кремля» Бэллу Слизарян. Впрочем, по словам Саши Денисовой, «„Гарри Поттер“ имеет к этому очень слабое отношение, герои просто названы похожими именами», гораздо больше её занимают «московские типы» — сегодняшние представители искусства, бизнеса и власти.
У заглавной роли будут сразу две исполнительницы — Гермиону сыграет актриса Лина Миримская и её 11-летняя дочь Алёша Миримская. Миримская-старшая — выпускница ГИТИСовского курса Марка Захарова, в 2003-2012 была в труппе «Табакерки», а в числе новейших работ — роль в спектакле Саши Денисовой «Бэтмен против Брежнева» (Театр на Бронной). В официальном пресс-релизе Театр Наций напоминает, в частности, об этой постановке в связи с интересом драматурга и режиссёра Денисовой к образам и героям масскульта — в числе других спектаклей-фантазий на темы популярных героев также хит Театра.doc «Зажги мой огонь» и «Отель Калифорния» (ЦИМ).
Однако «Гермиона» станет продолжением и другого любимого Денисовой мотива — соединения злободневного с историческим, древним и средневековым. Эта тема будет отражена в пространственном решении, за которое отвечает постоянный соавтор режиссёра, художник Лёша Лобанов, — и в отправной точке сюжета. Герои приходят на вечеринку — встречу выпускников Огвардской гимназии (или лицея) — в старинный особняк, где располагалась их альма-матер. Сейчас это здание под угрозой сноса, и страдающая психическим расстройством Гермиона инициирует эту встречу «московской тусовки» прежде всего с целью спасти его. Новое пространство Театра Наций располагается в настоящем особняке начала XIX века на Страстном бульваре — здание тоже «сыграет роль» в «Гермионе»: «По мере развития сюжета, — говорится в релизе, — декорации кабинета Огвардской гимназии (или больничной палаты Гермионы) будут разбираться, обнажая кирпичную кладку и своды старинного здания».
Зачем в спектакле нужна «удвоенная» Гермиона, Денисова объясняет так: «Единственный, кто хочет вступиться за мечту — это сумасшедшая Гермиона. Все остальные — слишком нормальные. И все они неприятные. А она — с психическим расстройством, но очень приятная. И вот жена олигарха считает себя мировой душой — как у Чехова». Гермиона в исполнении Алёши Миримской — внутренний голос героини, «и этот голос говорит ей, что она не просто появилась на свет, её миссия — делать людей добрее, лучше. Эту девочку никто не видит, это такая душа, которая сохранила чистоту в московском мире».
Помимо перечисленных выше героев, в «Гермионе» появятся оппозиционер Валентин де Морт в исполнении Олега Соколова, «в прошлом классный руководитель, а теперь председатель Совета» Нонна Амбриджевна, которую сыграет Анна Галинова, а также «девушка и сценарист Гарри» Дуся в исполнении Киры Щёголевой.
Саша Денисова рассказывает: «Конечно, у всех персонажей спектакля „Гермиона“ есть референсы в реальной жизни, отсюда и образ класса как некой раскладки московской интеллигенции. Кого сегодня в Москве волнует снос исторического здания — уже и более важные вещи мало кого волнуют. Нужно расхватать свои символические привилегии и материальные блага! Но если в начале спектакля все персонажи, кроме полоумной Гермионы, — хищные, знающие цену, за которую продаются все и всё, то к концу они становятся более уязвимыми, живыми. Когда художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов прочитал пьесу и увидел эскиз, то предложил играть спектакль именно в Новом Пространстве — в историческом особняке, но не разрушенном, а спасённом, отреставрированном. Здесь реплики про „давайте спасём старые стены“ звучат совсем по-другому, чем на театральной сцене. И возникает этот старомосковский дух и чеховское настроение для новых героев, которые опять не придают значения ни дьяволу, ни мировой душе».
Вместе с Денисовой и Лобановым над спектаклем работают художник по костюмам Анна Брауде, художник по видео Алексей Берсенев и хореограф Константин Челкаев.