Иван Поповски покажет в Театре Камбуровой «петербургского» Шостаковича

На фото — элемент сценографии спектакля «Петроград — Ленинград» © teakam.ru

Сегодня, 28 февраля, а также 1, 2 и 7 марта в московском Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой пройдут премьерные показы спектакля Ивана Поповски «Петроград — Ленинград», основанного на музыке и судьбе Дмитрия Шостаковича.

Иван Поповски — заместитель худрука Театра Камбуровой, за двадцать с лишним лет он поставил здесь 9 спектаклей: от визуально-синтетических экспериментов до сдержанных полуконцертных работ. Предыдущую премьеру режиссёр выпустил в Театре Камбуровой 4 года назад — о спектакле-оммаже великому итальянскому мастеру Тонино Гуэрре «TERRA ГУЭРРА. Каприччио» мы рассказывали перед премьерой. После весьма значительного перерыва, когда новые постановки в театре выпускали, в частности, молодые режиссёры с ГИТИСовского курса Поповски, но не он сам, в афише появится «Петроград — Ленинград» — спектакль, связанный с важным для Поповски именем Шостаковича (его оперетту «Москва, Черёмушки» он ставил на Камерной сцене Большого театра).

Идея этой работы принадлежит Елене Веремеенко — одной из ведущих актрис Театра Камбуровой, постоянной участнице спектаклей Поповски. Спектакль-посвящение Шостаковичу, по замыслу создателей, соединит двух «героев» с непростой судьбой — композитора и город на Неве, с которым была связана его жизнь. В анонсе говорится, что создатели стремятся протянуть своеобразную нить времени «через призму событий, сквозь смену эпох и культурного контекста — в XXI век, к современному зрителю».

Написанные в менявшем названия городе сочинения Шостаковича — от Седьмой симфонии до «Песни о встречном», от музыки для кино до «Вальса-шутки» — стали главной, но не единственной составляющей музыкальной ткани спектакля. Музыкальный руководитель спектакля (и Театра Камбуровой) Олег Синкин дополнил полтора десятка «петербургских» работ композитора сочинениями Владимира Дашкевича и Рейнгольда Глиэра, тематически связанными с культурным образом Северной столицы. Кроме того, в спектакле прозвучит и «DEsCH-фуга» самого Синкина. Театр напоминает о происхождении этой аббревиатуры, цитируя письмо Шостаковича музыковеду Исааку Гликману: «…Написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвящённое моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: „Посвящается памяти автора этого квартета“. Основная тема квартета — ноты D. Es. С. Н., т. е. мои инициалы (Д. Ш.)».

«Идейно порочные» сочинения художников вообще и Шостаковича в частности для спектакля, разумеется, важны. Поскольку наряду с признанием в любви городу на Неве одной из главных задач создатели считают попытку проследить за течением времени, то и ключевые вехи на этом пути связаны со сменой политического строя, событиями «большой истории». Чтобы попасть из «дореволюционного времени» в «послевоенные годы», как сказано в описании, нужно преодолеть революцию и войну — это следует даже из самого выбора слов. Потому тут прозвучит и «Интернационал», и фрагменты знаменитой речи Хрущёва на выставке в Манеже.

Иван Поповски, работая над постановкой (как и над многими своими спектаклями в Театре Камбуровой) и как художник, предлагает зрителям Большого зала оказаться максимально близко к происходящему — и в максимально «петербургской» мизансцене: как бы вытягивая пространство, выстраивая три длинных ряда вдоль условной набережной. Зритель оказывается «лицом к лицу» с постановкой, жанр которой обозначен так: «Навеяно Шостаковичем и Временем».

Вместе с Поповски и Синкиным над премьерой работают художники по костюмам Мария Данилова и Денис Шевченко, а также художник по свету Антон Литвинов.

В спектакле заняты артисты Елена Веремеенко, Галина Войниченко, Анна Комова, Алёна Парфёнова, Виктория Тихомирова и Лейла Эгамова, а также музыканты Юлия Рощина, Дарья Барскова, Николай Лянной, Елена Слободчикова, Илья Каштан, Пётр Тишков, Анастасия Абрамова и сам Олег Синкин.

Комментарии
Предыдущая статья
Наука и театр объединятся на фестивале в Зеленограде 28.02.2025
Следующая статья
Иван Поповски покажет в Театре Камбуровой «петербургского» Шостаковича 28.02.2025
материалы по теме
Новости
Сергей Азеев выпускает «Сказки для взрослых»
7 марта на площадке «Скороход» в Петербурге покажут премьеру спектакля Сергея Азеева «Сказки для взрослых» (14+). Постановка независимого «АТеатра» основана на оригинальной пьесе Константина Фёдорова, созданной по мотивам сочинений Михаила Салтыкова-Щедрина. 
Новости
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 37
Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5, неделя…
27.02.2025