14 и 31 января в новосибирском театре Мастерская Крикливого и Панькова пройдёт премьера play-book спектакля Полины Кардымон и Элины Куликовой |общее место|.
Это спектакль для одного зрителя, в котором воссоздаётся психогеография режиссёров. Его авторы исходят из идеи, что человек оставляет бессчетное количество следов на своём пути, большая часть которых со временем растворяется. Если люди состоят из тех мест, где побывали когда-то, возможно, даже незримо, виртуально, или во снах, значит, сумма всех этих мест равняется опыту восприятия пространства и взгляду на мир.
Все события, персонажи и декорации спектакля помещены в бумажную книгу. На её страницах размещаются тактильно ощутимые тропы, по которым можно пройти. Каждый из двух play-book’ов уникален, и никто из зрителей не знает, какой именно экземпляр окажется у них. Возможно, это будет автофикшн-пейзаж детства Полины Кардымон или цифровой ландшафт рабочего стола Элины Куликовой, таким образом маршрут спектакля может быть неожиданным.
«У нас с Элиной был план ― создать совместный проект, но мы живём в разных городах, а диджитал-проект нам делать не хотелось, поэтому мы сочинили play-book спектакль, – рассказывает о замысле проекта Полина Кардымон. – Основные правила игры мы обозначили так: это книга, внутри которой мы создаем спектакль о себе, отвечая на вопрос, где я. Первый тираж в количестве 16 штук мы сделали своими руками. Все вкладыши, картинки, надписи приклеены нами лично».
Режиссер Элина Куликова говорит о формате спектакля: «Разница нашей географии, безусловно, стала отправной точкой. Мы быстро поняли, что спектакль приобретет аналоговый формат, некую пограничную форму между театром, объектом и текстом. Я предложила Полине сделать спектакль для одного зрителя в формате альбома или книги. Определение play-book возникло сразу. Мне кажется, оно хорошо отражает интерактивную природу альбома, что отличает его как от литературы, так и от традиционного графического жанра книги художника. Мы решили, что сами выступим объектами своего исследования, то есть, другими словами, персонажами этой работы, и сделали два альбома. Можно сказать, что для нас это первый опыт создания настолько личного проекта.
Наши истории различны. Думаю, было бы неискренне рассказывать одну историю на двоих, так как наши истории отличаются друг от друга и по форме, и по содержанию. Тем не менее, искусство, в целом, про поиск пересечений и про узнавание ― общее место встречи для тех, кто, возможно, не встретился бы никогда».
Для авторов проекта это также и новая возможность, которая позволяет структурировать свои память и ощущения, ведь для этого им пришлось вспомнить, какие события, поездки, встречи оказались для них ключевыми и, главное, почему большие отрезки жизни, например, школа, упущены, хотя это базовый этап в жизни каждого человека.
Напомним, Полина Кардымон — куратор и режиссёр фестиваля современной драматургии «Любимовка — 2018» в Новосибирске. Автор аудиального перфоманса «КОРОМЫСЛИ» в рамках OFF-программы театра. Резидент Мастерской Алексея Крикливого и Ильи Панькова. О спектакле Полины Кардымон «Фрагменты любовной речи» по Ролану Барту можно прочитать в материале журнала ТЕАТР.
Элина Куликова – театральный режиссёр и художница. Участница фестивалей «Точка доступа», «Архстояние», «Любимовка», «РемПуть», резиденций «Барабан отдыхает», «Лень», лабораторий Дмитрия Крымова, Семёна Александровского, Юрия Муравицкого, Всеволода Лисовского, Анатолия Васильева, а также «Театр людей», «Аннигиляция». Среди её работ: «Все письма – это письма о любви», «ЛАВ – летучие ароматические вещества», «Это сильнее меня», «4.48», «Тишина Севера» и другие.