13 и 15 июля в московской «Новой Опере» сыграют премьеру оперы Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо» в постановке Евгения Писарева. Июльские показы пройдут в концертном исполнении, а «полноценная» премьера запланирована на 2024 год.
Композитор Адольф Адан сегодня известен прежде всего как автор двух балетов — «Жизели» и «Корсара». Он также написал музыку знаменитого рождественского песнопения «О, Святая ночь». При жизни Адана (1803-1856) не меньшей популярностью, чем балеты, пользовались написанные им оперы — они выдерживали сотни представлений в различных европейских странах, в том числе в России. Любопытно, что первая сочинённая композитором опера — одноактовка «Пётр и Екатерина» — была написана «на русский сюжет».
Однако сегодня оперные сочинения Адана крайне редко можно увидеть на сцене. К 220-летию со дня рождения композитора московская «Новая Опера» решила выпустить премьеру «Почтальона из Лонжюмо». Это комическая опера с непростыми вокальными партиями (Адан писал их для конкретных исполнителей) и весьма легкомысленным сюжетом, к которому, как подчёркивают авторы спектакля, не стоит относиться слишком серьёзно. Заглавный герой, почтальон из небольшого города Лонжюмо, сразу после свадьбы оставляет свою возлюбленную-трактирщицу ради блестящей карьеры оперного певца: его удивительный голос замечает директор театра и приглашает в Париж. Спустя десять лет бывший почтальон, ставший солистом Парижской оперы Сен-Фаром, встречается со своей женой, получившей большое наследство, и, не узнав её, вновь влюбляется. Финальная часть истории состоит из обманов и переодеваний: главный герой делает предложение собственной не узнанной супруге, вместо фальшивой свадьбы происходит настоящее венчание, которое приводит звезду парижской сцены в ужас, поскольку двоежёнство карается смертной казнью. Однако, как и положено в комической опере, история заканчивается счастливым финалом: дважды жена подтверждает полицейским, что обвенчалась с собственным мужем.
Для Евгения Писарева «Почтальон из Лонжюмо» станет первой постановкой в «Новой Опере», но далеко не первой работой в музыкальном театре: помимо целого ряда мюзиклов, на его счету — несколько спектаклей в Большом театре и МАМТе. Он будет работать и над полноценной премьерой «Почтальона из Лонжюмо», которая намечена на 2024 год. В концертной версии важной составляющей будут тексты Сергея Плотова, специально написанные для этой постановки. Опера Адана построена по принципу чередования вокальных номеров и разговорных диалогов — последние в спектакле «Новой Оперы» будут заменены стихами Плотова. Эти тексты-комментарии, объясняющие «неправдоподобную» условность оперного сюжета, прозвучат в исполнении «закадрового голоса», принадлежащего самому режиссёру.
Сравнивая «Почтальона из Лонжюмо» с «Соломенной шляпкой» Лабиша, Писарев говорит: «В одной опере соединилась и сказка о Золушке, и много других сюжетов. Это такой сборник небылиц. Я долго думал, как оправдать некоторые странные сюжетные повороты, социально понять, кто эти герои. А потом понял, что это настолько театральная история, что эту театральность нужно подчёркивать, а любая социальность здесь не нужна. По сути, герои этой оперы — актёры, которые входят в образы и выходят из них».
К работе «полноценной» версией спектакля подключится команда художников — сценограф Зиновий Марголин и Ольга Шаишмелашвили, которая создаст костюмы. Оба уже сотрудничали с «Новой Оперой» — весной 2022 года они вместе с режиссёром Василием Бархатовым работали над постановкой «Мёртвого города» Корнгольда (спектакль стал лауреатом «Золотой Маски — 2023» в трёх номинациях, одну из наград получил Марголин). В постановочной команде концертной версии, помимо режиссёра, — художник по свету Майя Шавдатуашвили и хормейстер Юлия Сенюкова.
Музыкальным руководителем постановки стал молодой дирижёр Клеман Нонсьё, впервые сотрудничающий с «Новой Оперой». Участниками «Почтальона из Лонжюмо» стали Ярослав Абаимов (Шаплу), Мария Буйносова и Валерия Бушуева (Мадлен), Антон Бочкарёв и Александр Попов (Маркиз де Корси), Борис Жуков и Дмитрий Орлов (Бижу) и Михаил Первушин (Бурдон).