Со 2 ноября 2018 года по 24 февраля 2019 в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства пройдет международная выставка «ПЕТИПА. ТАНЦЕМАНИЯ», посвященная 200-летию Мариуса Петипа.
Петербургский музей, хранящий уникальные материалы по истории балетов Мариуса Петипа, представит не только собственные экспонаты, но и привезенные из Франции и Швеции оригинальные костюмы: пачку Ноэллы Понтуа для партии Авроры, костюм Сирила Атанасова для партии Принца Дезире и комплект костюмов по эскизам Льва Бакста к балету «Спящая принцесса», поставленному Николаем Сергеевым в антрепризе Сергея Дягилева «Русский балет» (1921).
Основными материалами экспозиции станут эскизы костюмов и декораций к постановкам Петипа, обширная коллекция снимков фотоателье Императорских театров, подлинные сценические костюмы легендарных премьер: «Баядерки» (1877), «Спящей красавицы» (1890), «Пробуждения Флоры» (1894), «Лебединого озера» (1895). Также будут представлены мемориальные предметы, связанные с личностью Петипа, афиши и программки первых представлений его балетов.
Несколько залов выставки целиком будут посвящены шедеврам Петипа: его первому крупному успеху – спектаклю «Дочь фараона», балетам «Спящая красавица» и «Баядерка», последнему значимому сочинению «Раймонда». Впервые публике представят костюмы выдающихся танцовщиков, исполнявших в балетах Петипа ведущие партии: Матильды Кшесинской, Павла Гердта, Энрико Чекетти, а также артистов XX века Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе. В каждом зале будут демонстрироваться фрагменты спектаклей разных лет, возобновления балетов Петипа хореографами XX века по сохранившимся нотациям режиссера Николая Сергеева, работавшего вместе с хореографом в Мариинском театре.
Особый раздел выставки будет посвящен ныне забытым, а в свое время весьма популярным спектаклям Петипа, чья хореография полностью утеряна, но сохранились эскизы, афиши, немногочисленные фотографии и оригинальные театральные костюмы из гардероба Императорских театров.
Почти утраченные в XXI веке традиции сценического богатства и красоты, сохранившиеся подчас только в музейных коллекциях, во многом обрели характер мифа – как и хореография Петипа. Собирая выставку, работники музея не ставили перед собой задачу развенчать этот миф, напротив, они выстраивают диалог между временем и работами Мастера – и его учениками и последователями. За счет этого экспозиция столь расширилась, что выплеснется из музейных залов и займет все пространство здания на площади Островского. Посетители буквально окажутся внутри танцемании имени Мариуса Петипа.