21 февраля в Буинском государственном драматическом театре пройдет предпремьерный показ спектакля “Благодать” по пьесе писателя и журналиста Артура Соломонова. Режиссер и художник спектакля – молодой уфимский режиссер Ильшат Мухутдинов. Премьера назначена на 7 марта.
“Действие спектакля происходит в будущем. – рассказал журналу ТЕАТР. режиссер Мухутдинов. – Я сказал актерам: это наша страна в 2033 году – почему-то у меня в голове возникла именно эта дата. Некоторые визуальные образы, стилистические элементы мы позаимствовали из советской эпохи – лозунги, плакаты, повязки дружинников, засилие красного цвета… Я не вижу противоречия в том, что, играя спектакль о будущем, мы взяли приметы нашего прошлого: мне кажется, что оно возвращается, грозит стать будущим, что “счастливое прошлое” и “светлое будущее” почти абсолютно совпадают. Кроме того, я чувствую, что железный занавес в скором временем опустится, и опустится надолго… Я очень благодарен директору и художественному руководителю театра Раилю Садриеву за то, что он поверил в меня и в материал, проявив большую смелость.
Как идеал нам сейчас предлагают несколько измененный вариант Советского Союза – такой СССР, в котором огромную роль играет религия. В этом плане, как мне кажется, мы не погрешили против пьесы (где затронуты и социальная, и религиозная проблематика), поместив действие спектакля в условный Советский Союз будущего. Там за порядком следят патрули “Праведных”; основное чувство, движущее людьми, толкающее их на поступки, или не дающее шанса поступки совершить – страх и связанный с ним инстинкт самосохранения; там все поставлено под тотальный контроль; люди друг другу не доверяют, опасаются доносов… Я поставил себе задачу сделать спектакль отнюдь не мрачный. Мне хотелось, чтобы зал все время смеялся, чтобы сатира была окутана легкостью”.
Как стало известно журналу ТЕАТР., в спектакле заняты заслуженная артистка Республики Татарстан Гульзада Камартдинова, акетры Ильфир Султанов, Айсылу Заббарова, Ильяс Юнусов и Вильнур Шайхутдинов.
В 2016 году пьеса Артура Соломонова «Благодать» получила приз VIII биеннале современной драматургии в номинации «Пьеса на общественно-политическую тему». В конкурсе участвовали более 500 пьес из 14 стран.
“Как человек, родившийся в 1990 году, я, конечно, не имею понятия о том, что такое СССР. – продолжил режиссер. – Можно сказать, что эта эпоха от меня столь же далека, как елизаветинская, когда писал свои произведения Шекспир. Но благодаря рассказам бабушки у меня создался некий образ СССР. Например, в голодные тридцатые годы она выкопала на колхозном поле ведро прошлогодней картошки. То есть, это была почти жижа, испорченный продукт. Но она получила за это “преступление” пять лет. И была счастлива, что оказалась в заключении. Потому что – как она говорила – если бы она не попала в тюрьму, то умерла бы с голоду, а в тюрьме ее кормили. Конечно, я не могу ностальгировать по стране, в которой такое было возможно. Не могу мечтать там оказаться”.
Ильшат Мухутдинов окончил Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова по специальности “Режиссура драмы”. Поставил несколько спектаклей в регионах, а в работе над пьесой Артура Соломонова выступает в Буинском государственном театре как художник и режиссер одновременно.
Артур Соломонов — писатель, журналист, драматург. Родился в 1976 году в Хабаровске в семье профессоров. В 1993 году приехал в Москву и, успешно сдав экзамен по японскому языку, поступил на театроведческий факультет ГИТИСа на курс Натальи Крымовой. После окончания института сотрудничал с изданиями газета «Газета», «Известия», возглавлял отдел культуры в журнале The New Times, работал на телеканале «Культура». Автор нескольких сотен колонок о театре и рецензий на спектакли, а также интервью с ведущими российскими и европейскими деятелями театра. В 2010 году ушел со всех работ и уехал в Индию, где начал писать свой первый роман «Театральная история». Роман вышел в 2013 году в издательстве «Альпина нон-фикшн» и несколько месяцев держался в десятке бестселлеров русской современной прозы. В 2014 году был напечатан второй тираж романа, а в 2016 — третий. Предисловие к роману написали Людмила Улицкая и Лия Ахеджакова.
Фото: Ванямова Анна