С 11 по 14 июля на Камерной сцене Большого театра пройдут показы последней премьеры сезона — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло в постановке Ханса-Йоахима Фрая (дирижёр-постановщик — Антон Гришанин).
Леонкавалло вошёл в историю музыки как один из крупнейших представителей веризма — направления в итальянском искусстве конца XIX — начала XX веков, объектами исследования и изображения которого была повседневная жизнь с её натуралистическими подробностями и тёмными сторонами, несовершенства общества и внутренние переживания героев. «Паяцев» композитор написал в 1892 году, а премьера оперы прошла в мае того же года в миланском Театро Даль Верме.
В Большом театре к этой опере обращались пять раз. Впервые она была исполнена в ноябре 1893 года на русском языке, в переводе Спасского (режиссёр — Антон Барцал, дирижёр-постановщик — Ипполит Альтани). Последующие постановки были осуществлены в 1923-м (режиссёр — Владимир Книппер-Нардов, дирижёр-постановщик — Мечислав Домашевич), в 1957-м (режиссёр— Юрий Петров, дирижёр-постановщик — Василий Небольсин), в 1982-м (концертное исполнение под управлением Альгиса Жюрайтиса) и в 1985-м (режиссёр — Семён Штейн, дирижёр-постановщик — Альгис Жюрайтис). После более чем сорокалетнего перерыва «Паяцы» будут поставлены на сцене Большого Хансом-Йоахимом Фраем.
«Это настоящая драма, почти реальная жизнь на сцене, — рассказал Ханс-Йоахим Фрай пресс-службе Большого театра. — И для её воплощения у меня с самого начала была придумана совершенно особая концепция. Она заключалась в том, чтобы перенести действие во времена немого кино. Когда начался период музыкального веризма, тогда же началось и техническое развитие кинематографа. Это было потрясающее, захватывающее время. Вскоре появились первые комедийные фильмы с такими кинозвёздами, как Бастер Китон, Стэн Лорел, Оливер Харди и Чарли Чаплин. Поэтому я с воодушевлением представил эту веристскую оперу Леонкавалло в стиле немого кино».
По мнению Фрая, опера «Паяцы» со столетней историей так же актуальна, как и фильмы, снятые 100 лет назад и по-прежнему вызывающие у зрителя улыбку. «Я с уверенностью могу сказать, что это будет чудесный и увлекательный вечер, главная идея которого заключается в простой истине: жизнь — это шутка, над которой мы все в очередной раз будем смеяться, — говорит режиссёр. — Ведь смех — это самая важная в мире вещь».
Над оформлением спектакля работают сценограф Пётр Окунев, художник по свету Евгений Подъездников и художник по видеоконтенту Вадим Дуленко.
Помимо артистов Большого театра в постановке заняты приглашённые солисты — тенор Аббосхон Рахматуллаев и сопрано Элеонора Макарова, которые исполнят партии Канио и Недды соответственно.