С 20 по 30 ноября в столице Литвы пройдут события, посвящённые памяти мастера: показы спектаклей, документальных фильмов, встречи с актёрами и международная конференция с участием Ханса-Тиса Лемана, Кристиана Смедса, Оскараса Коршуноваса, а также Марины Давыдовой и Николая Песочинского.
Год назад, 20 ноября, не стало Эймунтаса Някрошюса — мастер ушёл из жизни накануне дня своего рождения. Оставшийся без своего основателя театр Meno Fortas создал посвящённый Някрошюсу цикл «Последние» — в Италии, Польше и России прошли показы спектаклей, документальных фильмов, выставка «Форт искусства Эймунтаса Някрошюса», а в Литве в память о режиссёре сыграли спектакль «Монологи тишины». Цикл «Последние», пересекавший границы на протяжении полугода, ко дню памяти Някрошюса вернулся в Вильнюс — начиная с завтрашнего дня, несколько площадок города на протяжении декады будут отданы событиям, посвящённым режиссёру.
Программа, готовить которую в созданном мастером театре Meno Fortas начали ещё в начале календарного года, оказалась в итоге не только обширной, но и крайне разнообразной. Наряду с ныне идущими в нескольких вильнюсских театрах спектаклями Эймунтаса Някрошюса, в цикл «Последние» войдут и уникальные события.
Поскольку цикл «Последние» в Вильнюсе инициирован не только театром Meno Fortas, но и Вильнюсским молодёжным театром (прежде всего — нынешним его руководителем Аудронисом Люгой, работавшим, в том числе, с Эймунтасом Някрошюсом в разные годы), практически вся театральная программа будет проходить на этой площадке. Так, 22 ноября здесь сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети», 23 ноября — «Книгу Иова» (спектакль Meno Fortas’a), 26 ноября — поставленный в Национальном драматическом театре Литвы спектакль «Борис Годунов», 28 ноября — «Inferno — Paradiso», а 29 ноября — «Голодарь» («Мастер голода») — также спектакли Meno Fortas’a. Наконец, 30 ноября финальным событием всего цикла станет показ спектакля «Цинк (Zn)» — репертуарной постановки самого Молодёжного театра, выпущенной в копродукции с Meno Fortas’ом.
Однако камерное пространство Meno Fortas’a также станет значимой площадкой «Последних». Дважды — вечером 24 ноября, на следующий день после показа «Книги Иова», и 27 ноября — также вечером, вслед за «Борисом Годуновым», — здесь пройдут встречи с создателями спектаклей, причём вход на них будет бесплатным (хотя и ограниченным вместимостью небольшого зала). Здесь же пройдёт и одно из главных событий цикла — в день памяти мастера, который станет и днём начала «Последних», актёры Някрошюса вновь исполнят «Монологи тишины». Очевидно, что этот спектакль-посвящение, в первый (и, как предполагалось, единственный) раз сыгранный под открытым небом на родине Някрошюса, в городе Шилува, в принципиально другом пространстве обретёт иное звучание во всех смыслах слова.
Напомним, «Монологи тишины» — спектакль-посвящение, составленный из монологов героев някрошюсовских спектаклей в исполнении тех актёров, которые этих героев играли (или продолжают играть по сей день). В спектакле приняли участие Владас Багдонас (Отелло, Фауст), Костас Сморигинас (Макбет), Андрюс Мамонтовас (Гамлет), Роландас Казлас (Данте), Витаутас Румшас (Клавдий), Ремигиюс Вилкайтис (Иов), Виктория Куодите (Голодарь), Алдона Бендорюте (Суламифь). В составе участников завтрашней версии спектакля будет лишь одно изменение — вместо Андрюса Мамонтоваса читать монолог будет молодой актёр Симонас Довидаускас, игравший в большинстве последних спектаклей мастера (от «Божественной комедии» до «Цинка»), а в последние сезоны спектакля «Гамлет» исполнявший роль Горацио.
Отбор монологов и работу по соединению их в целостное, связное «повествование» проделал Вайдас Вилюс — актёр, который, очевидно, знает постановки мастера как никто, поскольку являлся участником практически всех спектаклей Някрошюса с начала двухтысячных годов: «Песнь песней», «Гамлет», дилогии «Времена года», «Борис Годунов», «Цинк (Zn)», «Голодарь», «Книга Иова», Дух в «Фаусте», Ганя Иволгин в «Идиоте», Вергилий в «Божественной комедии» и постановке «Inferno — Paradiso». Он же придумал название «Монологи тишины».
Режиссёром «Монологов тишины» стал Кястутис Якштас, также принимавший участие во многих постановках Някрошюса: Лаэрт в «Гамлете», Кассио в «Отелло», участник спектаклей «Макбет», «Песнь песней», «Фауст», дилогии «Времена года», а также исполнитель роли Меркуцио в легендарной рок-опере «Любовь и смерть в Вероне» (вторая версия спектакля, осуществлённая совместно с фестивалем LIFE в 1996 году). Впрочем, слово «режиссёр» в отношении этой работы сам Якштас считает неуместным: «Никоим образом не могу себя так называть, — рассказывал он перед премьерой. — Стараюсь быть своеобразным координатором, говорю то, что мне кажется точным, когда я перемещаюсь на место зрителей. Такова моя работа. Называть себя режиссёром рядом с таким гением как Някрошюс было бы несуразицей. Он — это эпоха, мастерство, высший пилотаж». Примечательно, что выбранным принципом, который предложил участникам «координатор» Якштас, стало отстранение от сыгранных когда-то персонажей и «личностное» произнесение монологов: от себя — Някрошюсу. А Владас Багдонас тогда же говорил, что, хотя это «просто поклон Някрошюсу, скромный поклон», который предполагает внимание к произносимым словам, а не «такую экспрессию, как в спектаклях» («больших пузырей выдувать не будем»), отношения актёров с монологами, дорогими прежде, сами становятся своеобразным спектаклем в высоком смысле: «Сейчас близость текстов словно бы возвращается к нам. Вспоминаем те годы, спектакли. Некоторые монологи до сих пор берут за душу, их не так просто произнести». По утверждению создателей спектакля, ценным для них явилось осознание, что «в каждой роли Някрошюс искал что-то очень человеческое и в то же самое время — небесное».
https://youtu.be/kuyzFpFebFI
Ещё два особых события — показы документальных фильмов. 25 ноября в киноцентре Skalvija покажут снятую в 2013 году ленту режиссёра Виты Жялакявичюте «Создавая „Qudsja Zaher“» — одну из первых попыток зафиксировать Някрошюса в процессе работы над спектаклем. «Qudsja Zaher» — дебютная опера Павла Шиманского, современного польского композитора с самобытным стилем создания новых конвенций на основе элементов традиции. Либретто «Qudsja Zaher» написал режиссёр-документалист Мачей Дрыгас, название оперы — имя беженки из Афганистана, с которой Дрыгас встретился в начале 1990-х. Някрошюс поставил «первую польскую эсхатологическую оперу» на сцене варшавского Большого театра «Национальная опера», главную роль исполняла украинско-польская певица Ольга Пасечник, для которой она и была написана. Аннотация киноцентра Skalvija поясняет, что в 2013 году тема беженцев ещё почти не обсуждалась вслух, а в спектакле Някрошюса рассматривалась столь же пристально, сколь и человечно. В «Qudsja Zaher» журналистика соединялась со скандинавской мифологией, Балтийское море с загробным миром, а польский язык — с литовским, немецким и греческим.
30 ноября в Молодёжном театре пройдёт литовская премьера документального фильма Аудрониса Люги «Эймунтас Някрошюс. Отцовский стул» (в конце октября — начале ноября картину уже показали в Риме, а затем в Польше). «Отец Эймунтаса Някрошюса был столяром-самоучкой и создавал разные изделия из дерева, — сообщает режиссёрская аннотация. — Не один сделанный отцом стул поучаствовал в някрошюсовских спектаклях и объездил с режиссёром весь мир. Связь отца и сына в легендарном спектакле Някрошюса „Гамлет“ была выражена так своеобычно и пронзительно, как ни в одной другой интерпретации этой пьесы Шекспира. „Отцовский стул“ — это личное свидетельство автора об Эймунтасе Някрошюсе как человеке и художнике. Это рассказ о таинственной связи между отцом и сыном, домом и миром, человеком и Богом». Вход кинопросмотры будет бесплатным. Кроме того, после обоих показов запланировано обсуждение картин с их создателями.
Наконец, ещё два специальных события цикла «Последние» пройдут в Национальной художественной галерее — причём вход на них также будет свободным. 22 ноября там откроется выставка «Форт искусства Эймунтаса Някрошюса», о которой журнал ТЕАТР. рассказывал ранее, — в Вильнюсе посетить её можно будет до 12 января.
29 ноября там же пройдёт Международная конференция «Эймунтас Някрошюс СЕЙЧАС», которую организует Молодёжный театр при участии Литовской академии музыки и театра. В программе конференции, модератором которой выступит Аудронис Люга, заявлены следующие доклады и выступления: Ханс-Тис Леман (Германия), Элене Варапулу (Греция) — «Някрошюс, наш современник»; Оскарас Коршуновас (Литва) — «Театр как чистое искусство»; Кристиан Смедс (Финляндия) — «Эймунтас Някрошюс, поэт сцены»; Артур Дуда (Польша) — «Эймунтас Някрошюс и его театр чувственных метафор в Польше»; Раса Васинаускайте (Литва) — «Магический реализм театра Някрошюса [сейчас]»; Валентина Валентини (Италия) — «Классическая современность театра Эймунтаса Някрошюса»; Рамуне Марцинкявичюте (Литва) — «Художник как персонаж спектакля в театре Эймунтаса Някрошюса»; Лукаш Древняк (Польша) — «Чем заняться в театре, когда умер». Примут участие в конференции и два российских театроведа — профессор РГИСИ Николай Песочинский с докладом «Някрошюс в России: творчество и отражения» и главный редактор журнала ТЕАТР. Марина Давыдова с докладом «Эймунтас Някрошюс как мост между драматическим и постдраматическим театром».