IV Международный фестиваль камерных театральных форм, проходивший в Кинешме с 15 по 21 августа, определил лучших.
На разных сценах Кинешемского драматического театра им. А.Н.Островского, инициатора и организатора форума, за 7 дней было показано 18 спектаклей, приехавших из 7 российских городов и 4 стран ближнего и дальнего зарубежья. Победителей определило жюри в составе критиков Нияза Игламова (председатель), Александра Вислова, Жанны Зарецкой и театрального педагога и режиссёра Вячеслава Терещенко. На церемонии закрытия жюри, выбиравшее в том числе и номинации, вручило участникам следующие призы:
— за лучшее аудиовизуальное решение — спектаклю «Коля против всех», Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского (Алина Бурнаевская, Александр Селезнёв);
— за лучшую женскую роль — Юлии Кудряшовой, роль Узницы лагеря в спектакле «Одного кто знает?» Областного русского драматического театра Казахстана, г. Костанай;
— за лучшую мужскую роль — Дмитрию Креминскому (Петербург), создателю и исполнителю моноспектакля «Письма двух полушарий» по текстам Иосифа Бродского;
— за лучший актёрский ансамбль — Константину Илюхину, Екатерине Андрейчук и Людмиле Илюхиной, участникам спектакля «Мойры Богудонии» Таганрогского камерного театра (режиссёр Нонна Малыгина);
— за лучшую работу режиссёра — Дине Жумабаевой, постановщице спектакля «Одного кто знает?» в Областном русском драматическом театре Казахстана, г. Костанай.
Лучшим спектаклем названа «Скрипка Ротшильда» Владимирского академического театра драмы, режиссёр Владимир Кузнецов.
На фото — сцена из спектакля «Скрипка Ротшильда» Владимирского театра драмы, режиссёр Владимир Кузнецов © пресс-служба фестиваля «Островский-FEST»
Специальные призы фестиваля получили:
— актёр Шовги Гусейнов (Азербайджан) за страстное постижение мира Ф.М. Достоевского в спектакле «Кроткая» Азербайджанского государственного академического музыкального театра, г. Баку;
— продюсер Марианна Мхитарян (Армения) за вдохновенное продвижение современного армянского театра в пространство мировой культуры — она представляла на фестивале спектакли «MENолог» и «Вспомни имя своё»;
— Молодёжный театр «Предел», г. Скопин, за творческое бесстрашие, проявленное в спектакле «Мы не умрём сегодня вечером», режиссёр и художественный руководитель театра Владимир Дель;
— спектакль «Калхас» («Лебединая песня») московского театра «Театральный особнякЪ» — за верность традициям русской актёрской школы.
Приз Оргкомитета Фестиваля получила актриса Надя Белова за музыкальное сопровождение спектакля «Искусственное счастье» Центрального Дома актёра им. А.А. Яблочкиной, Москва.
Итоги фестиваля комментирует шеф-редактор сайта Жанна Зарецкая:
— Это моя первая встреча с Кинешмой и со здешним театром. Не так мало в регионах России театров, которые занимаются исключительно увеселением публики, поэтому у меня были все основания испытывать некоторую тревогу, отправляясь в город с населением 80 тысяч человек, где существует единственный театр с большим залом на 600 человек. Географическая связь с Островским (его имение Щелыково находится в 50 км от города, а непосредственно в Кинешме происходят события самой известной пьесы классика — «Гроза») вряд ли могла служить гарантией встречи с подлинным искусством в 21 веке, но она случилась и не раз, как можно судить по количеству номинаций и спецпризов, которое определяло наше жюри.
Меня порадовал — и далеко не в первый раз — режиссёр Владимир Кузнецов из Владимирской драмы: он поставил спектакль «Скрипка Ротшильда», получивший гран-при, и как всегда продемонстрировал отменное и изобретательное владение формой. Поскольку главный герой — гробовщик, то логично оказалось для создания художественно-визуальной среды использовать фактуру дерева, но сколько образов из этого дерева было придумано и сработано! Скворечники изображали масштаб домиков в крошечном городке, столешница становилась кроватью, мостком, крыльцом и много ещё чем, даже стружкам было придумано особое назначение — мешки, обряженные в пальто, изображали пациентов в больнице, и когда шарлатан фельдшер брал их небрежно и вытряхивал из них стружки, это простое действие становилось сильным образом обыденности смерти. Кроме гробовщика — Николая Горохова — никто из актёров не был собственно персонажем, три других артиста изображали всех остальных героев, становясь по сути «слугами просцениума». Спектакль выглядел театральной игрой, но сюжет его от этого не оказывался менее трагичным: вышла история о том, как, теряя жену (замечательная молодая актриса Ариадна Брунер несколькими штрихами создала убедительный образ безропотной и долготерпеливой русской женщины), человек переживает сильный стресс, но результатом всё равно оказывается вполне дьявольский вывод разума: «От жизни — убытки, от смерти — польза».
Вообще теме смерти неожиданно оказалось посвящено абсолютное большинство спектаклей фестивальной афиши, поставленных — подчеркну — до 24 февраля 2022 года. Открытием для меня стала русскоязычная актриса из Казахстана Юлия Кудряшова, которая в моноспектакле Костанайского русского театра «Одного кто знает», поставленном по пьесе австрийского драматурга Бригитте Швайгер, сыграла парадоксальную, глубоко драматичную роль. Пьеса Швайгер — попытка сбросить груз вины за фашизм, возложенный на целые народы. Спектакль Дины Жумабаевой, которая добавила в текст очень личного монолога цифры и факты о погибших в концлагерях детях и подростках (самой героине на момент начала войны было 13) и подробности зверств в Освенциме, погружает героиню в её внутренний «лагерь», состоящий из двух лагерей — патриотического лагеря для подростков, где читали «Майн кампф» и маршировали во славу фюрера, и другой, где она видела самую страшную смерть, которую только можно себе вообразить. В финале спектакля перед нами практически безумица, душа которой готова к мольбе, а мозг так и остаётся в ловушке бесчеловечной идеологии, позволяющей одной нации совершать массовые убийства, «не оправданные никакой военной необходимостью». Вывод в результате напрашивается один: стоит только признать допустимость любого убийства — и жизнь непременно обернётся адом, пусть даже в дальней перспективе.
Мы посмотрели удивительный спектакль театра ТАКТ, для которого актриса здешней труппы Екатерина Андрейчук адаптировала пьесу петербургского драматурга Константина Фёдорова «Мойры Петроградской стороны» к специфике таганрогского района — Богудонии. Спектакль Нонны Малыгиной буквально потряс магией, которая оживила кукол (а их водили драматические артисты, никогда прежде этого не делавшие) и непафосным гуманизмом. Непременно буду рекомендовать этот нежный камерный спектакль, где три актёра играют шестерых кукольных персонажей и трёх мойр, хорошим фестивалям.
На фото — сцена из спектакля «Мойры Богудогии» Таганрогского камерного театра, режиссёр Нонна Малыгина © пресс-служба фестиваля «Островский-FEST»
Открытием для меня стали имена молодого армянского писателя Арама Пачяна, не переведённого на русский язык, и его ровесника, армянского актёра Гора Амбардзумяна, которых объединил спектакль MENолог, претендующий на поколенческое высказывание. А артист Роберт Акопян, хотя ему и пришлось бороться с рутинной визуальной и режиссёрской формой спектакля «Вспомнить имя своё», всё же выиграл за счёт индивидуального актёрского мастерства и рассказал одну из самых страшных личных историй о геноциде — историю великого армянского композитора начала XX века Комитаса. Оба спектакля привезла на фестиваль замечательная подвижница Марианна Мхитарян, продюсер, директор армянского русского театра, которой мы с коллегами не могли не вручить спецприз, поскольку влюблять в культуру своей страны, ненавязчиво и любовно погружая в неё, — это особый, важнейший в наши времена дар.
Ещё одно моё открытие, о котором нельзя не сказать — артист из Азербайджана Шовги Гусейнов. До сих пор я видела, как он танцует и поёт, но в Кинешме он сыграл на русском языке «Кроткую» Достоевского — и это получилась чистая история страсти восточного мужчины с его сокрушительным (в том числе и для него самого) темпераментом и национальными психологическими особенностями, связанными с многовековой традицией взаимоотношения полов, к русской девушке — история о том, как люди сами расставляют себе ловушки, выход из которых возможен только в смерть.
Весомое количество умных и глубоких спектаклей — одно из неоспоримых достоинств фестиваля. Другое — организация фестивального общения и вообще всех процессов на нём. Ни один спектакль не был задержан, все обсуждения случались без сбоев. И это при том, что в день нам пришлось смотреть и обсуждать по три спектакля. Но главное, что на фестивале приходили на спектакли друг друга, а после обнимались, как родные, и пили за здоровье друг друга армяне и азербайджанцы. В нынешние времена такое общение невозможно переоценить. И оно не сложится само по себе, нужна особая доверительная атмосфера. Поэтому я хочу назвать людей, обладающих даром и желанием эту атмосферу создавать: это директор театра Наталья Суркова, которая, кажется, переселилась в театр на время фестиваля и взяла на себя личную ответственность за всё происходящее. Это арт-директор фестиваля Александр Воронов и его супруга Марина Воронова, которые, кроме роли организаторов, взялись ещё и за роли экскурсоводов по Кинешме и окрестностям и показали энциклопедические познания в краеведении. И это молодые азартные актёры, игравшие роли кураторов, которых мне теперь очень любопытно увидеть на сцене: в спектаклях и эскизах талантливых режиссёров.
Чего фестивалю не хватило? Думаю, двух вещей. Во-первых, более пристрастного отбора спектаклей. Всё же фестивальный формат не предполагает случайных, проходных, «нафталинных» спектаклей. И во-вторых, раз коллективы остаются на фестивале от начала и до конца (что для театральных форумов – большая редкость), были бы уместны лекции и мастер-классы. К примеру, мастер-класс по сценической речи, который был бы особенно полезен русским театрам ближнего зарубежья.