Новый выпуск «Мнемозины» объединит Сулержицкого, Сумбатова-Южина и Михаила Чехова

В издательстве «Артист. Режиссёр. Театр» вышел 8 выпуск альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века», созданного Государственным институтом искусствознания.

В аннотации выпуска так говорится о его содержании (традиционно «Мнемозина» собирает ранее не публиковавшиеся материалы): «„Записки вольноопределяющегося“ Л.А. Сулержицкого (1895–1896) документируют нравственное пробуждение человека, который оказал мощное этическое влияние на К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова. Письма актрисы и педагога Е.В. Шик-Елагиной П.А. Маркову (1923–1930) содержат сведения о сложных взаимоотношениях внутри Третьей студии, приведших к расколу в 1924 г. Письма актрисы Л.М. Пудаловой (1926–1929) — уникальный материал для ещё не написанной истории то триумфальных, то провальных гастролей театра „Габима“. Дневники И.М. Кудрявцева приоткрывают тёмное закулисье Художественного театра 1930-х годов. В письмах М.А. Чехова к Ж. Бонер (1931–1935) прослеживаются драматические перипетии эмигрантской жизни артиста. Впервые опубликован ряд фотографий из домашних архивов». Также в сборник вошли письма Сумбатова-Южина к жене, написанные в революционном 1917 году, конспект лекции Слонимского о «Ревизоре» Гоголя, прочитанной мейерхольдовским артистам, репетировавшим спектакль по этой пьесе, и написанная артистом МХАТа Василием Лужским незадолго до смерти статья для театральной стенгазеты.

Над выпуском работали редактор-составитель Владислав Иванов, а также Мария Львова и Мария Хализеева. Рецензенты издания — Алексей Бартошевич и Видас Силюнас.

«Когда более четверти века назад мы с коллегами задумывали альманах, казалось, что век на исходе и мы уже на другом берегу, уже нет советской власти и можно спокойно и объективно разобраться в том, что с нами было, — пишет в главе „От составителя“ Владислав Иванов. — Поднять архивные документы и восстановить пробелы, вернуть забытые, но значимые театральные фигуры, раскрыть то, что долгое время оставалось фигурой умолчания. Словом, работать над созданием новой документальной базы отечественного театра ушедшего столетия. Но с годами всё очевиднее, что XX век всё ещё остаётся незавершённым прошлым. Спокойствия документы не приносят: запреты, закрытия, доносы, аресты, эмиграция — вечные „предлагаемые обстоятельства“ отечественного театра. Как писал Б.М. Эйхенбаум: „История в этом смысле есть особый метод изучения настоящего при помощи фактов прошлого“. Восьмой выпуск альманаха продолжает уже сложившуюся традицию публикации эпистолярного, мемуарного и дневникового наследия деятелей отечественного театра».

Комментарии
Предыдущая статья
В Берлине показали «Хор идентичностей» Чуриловой и Бесолти 11.12.2023
Следующая статья
Мирошниченко ставит балет на сюжет «Слова о полку Игореве» 11.12.2023
материалы по теме
Новости
В Thalia Theater в сезоне 2024–2025 появятся спектакли Серебренникова, Персеваля, Мундруцо
Гамбургский Thalia Theater опубликовал планы на сезон 2024–2025. Помимо 12 премьер на двух площадках, в них вошли 5 возобновлений знаковых постановок прошлых лет.
Новости
Работы Жамбаловой, Пачина, Мещерякова составят нижегородский «СПЕЦИФИК-2024»
В Нижнем Новгороде в два уикенда — со 2 по 4 и с 9 по 11 августа — пройдёт театральный фестиваль «СПЕЦИФИК». Все спектакли, в которых сценой становятся различные городские пространства, режиссёры создают специально для этого смотра.