Новый аудиоспектакль-бархоппинг Семёна Александровского «Профсоюз работников ада» после двух локдаунов — барного и ковидного — доступен к посещению в Санкт-Петербурге.
Работа над одним из самых ожидаемых спектаклей петербургского театрального сезона, «Профсоюзом работников ада» независимого «Pop-up театра», велась около двух лет. Премьера должна была пройти в начале лета — финальная стадия работы над аудиозаписями, которые являются ключевой «театральной» составляющей спектакля, пришлась уже на время петербургского карантина.
Помимо карантина, на пути к премьере, которая в итоге отложилась примерно на три месяца, встала борьба за сохранение петербургских баров, разгоревшаяся этим летом (и длящаяся до сих пор): в городе был принят в третьем чтении законопроект о запрете на продажу алкоголя в барах и рюмочных с площадью обслуживания менее 50 квадратных метров, расположенных в жилых домах. Этот закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года — как именно он будет выглядеть в окончательном варианте, пока не известно.
Тем не менее, нынешняя неделя для «Профсоюза работников ада» стала временем официальной премьеры: посетить его можно в любой день недели с 19:00 до 00:00.
Новый «аудиоспектакль с алкоголем» продолжает своеобразный цикл «барных» спектаклей Семёна Александровского и расширяет их географию. Первые две работы вышли в 2017 году и ограничивались улицей Рубинштейна. «С Чарльзом Буковски за барной стойкой» — аудиоспектакль в баре, во время которого на месте, в баре Fiddler’s Green, выдают наушники (тексты Буковски читает сам Александровский) и бокал пива — менять локации здесь не приходится. «Задержанный / Сергей Довлатов» — спектакль, выпущенный в рамках «Дня Д» (городского фестиваля, посвящённого Довлатову), скорее относится к променад-спектаклям: вместе с реальным актёром в образе советского милиционера зрители перемещаются по барам на улице Рубинштейна, где жил заглавный герой.
«Профсоюз работников ада» комбинирует эти два типа спектакля. Зритель-слушатель следует по маршруту, состоящему из четырёх баров-локаций: The Red Corner Pub на улице Некрасова, The Hat Bar на улице Белинского и два бара на улице Рубинштейна — тот же Fiddler’s Green и «Анонимное общество усердных Дегустаторов». Аудиосоставляющая спектакля — приложение в мобильном телефоне зрителя, однако «предметный», тактильный элемент в «Профсоюзе…» есть: помимо четырёх напитков, повышающих градус по мере движения (пиво-стаут, виски, ром, джин), посетителю полагается реальный профсоюзный билет, изготовленный специально для постановки. С вручения этого билета и начинается путешествие в поисках «четырёх этаноловых истин».
Голосов-проводников в спектакле три, каждый из которых принадлежит артисту, прочно ассоциирующемуся с Петербургом (невзирая на недавний переезд последнего из перечисленных в Москву): по «истории человечества/алкоголя, дебрям паранойи и прекрасной музыке» (определение создателей спектакля) зрителя ведут Билли Новик, Игорь Скляр и Дмитрий Лысенков.
Соавтором «путеводителя» по мировой культуре и истории под неожиданным углом зрения (или «под градусом») стал драматург Евгений Казачков — вместе с Александровским он уже работал над «Топливом». Если исходить из этого факта и учитывать, что для большинства зрителей «Топливо» оказывается чрезвычайно жизнеутверждающим и, бесспорно, гуманистическим высказыванием, можно предположить, что определение «Профсоюза…» как «самого человеколюбивого нашего спектакля» (из соцсетей Pop-up театра) не является преувеличением.
Что касается сюжета, который у спектакля про «подлинную историю человечества, теорию заговора и джаз» есть, то создатели излагают его следующим образом: «Главными скачками в становлении человечества и развитии цивилизации мы обязаны алкоголю. За перебродившими фруктами обезьяны спустились с деревьев. Благодаря пиву люди совершили аграрную революцию, разработали письменность и создали цивилизацию. Без крепких напитков были бы невозможны географические, научные и культурные открытия. Алкоголь несёт в себе огромный потенциал, и его истинное предназначение выходит далеко за пределы пьянящего эффекта. Однако есть силы, которым не выгодно распространение этих знаний. Именно с ними и сталкивается герой спектакля, а слушатели — и соучастники — следуют за ним и его учителем от одного напитка к другому, спасаясь от погони и постигая великие Этаноловые Истины».