В Норильске готовят премьеру «Щелкунчика» по сказке Гофмана

26 декабря режиссер Тимур Файрузов представит в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл.Маяковского премьеру спектакля для семейного просмотра по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Как отмечает пресс-служба театра, сценическая версия режиссера станет осмыслением непосредственно исходного литературного произведения, а, возможно, и его воплощений на оперной сцене. Над постановкой также работают художники Фемистокл и Ольга Атмадзас и хореограф Оксана Малышева.

«”Щелкунчик” Гофмана настолько причудливо устроен, – прокомментировал журналу ТЕАТР. замысел будущей постановки Тимур Файрузов, – что дает возможность сразу для множества сюжетных ходов, жанровых решений, постановочных интерпретаций. У нас с Фемистоклом Атмадзасом почти одновременно с разговором о традиционной рождественской волшебной сказке возникло несколько вариантов разработки этой истории – причем не только для детской аудитории, но и для взрослой. Если вчитаться в литературную первооснову, там есть над чем всерьез задуматься, взгрустнуть, саркастически усмехнуться, даже чего-то не на шутку испугаться. Целостность сложнейшей композиции обеспечивает странное трио: старик Дроссельмейер – Мари – племянник Дроссельмейера. Они встречаются и взаимодействуют во всех гранях реальности/виртуальности, их образы двоятся, множатся, получая то темные (зловещие), то светлые (добрые) краски/характеристики. Мари/Пирлипат – то бесстрашная спасительница, то холодная красавица. Юный Дроссельмейер/Щелкунчик – то человек, причем, способный на ошибки и просчеты, то неодушевленный предмет, испытывающий, правда, вполне живые чувства и боль, то воин, то принц. Наконец, его дядя Дроссельмейер-старший –  то сова, то человек, то советник суда, то часовщик, – в общем, мудрец и волшебник. Они вроде из разных миров, поэтому должны пройти серьезные испытания для настоящей Встречи.

В спектакле тоже многое удвоится: появятся девочка/старушка Мари, мальчик/старик Дроссельмейер, маленький (кукольный)/большой домик. Учитывая, что от начала до финала литературного сюжета проходят годы (в первых сценах Мари лет 7, а в последних она уже невеста), мы решили начать спектакль с финала сказки, со Встречи героев – бесстрашной Мари и юного  Дроссельмейера – с их  путешествия в сказочную страну, растянувшегося на целую жизнь. Так что, даже постарев, эта пара не теряет способности фантазировать, видеть чудесное в обыденном.

А, в сущности, все эти сражения с мышиным царством есть не что иное как преодоление уныния, ощущения пустоты жизни, страха перед одиночеством, тоски – всех тех мрачных состояний и мыслей, которые порой имеют такую власть над нашими душами. Спектакль будет пластическим, литературный текст  проявится во вставной новелле о принцессе Пирлипат, мы отдадим дань гениальной музыке П.И. Чайковского (особенно в сценах воспоминаний, ухода в сказочный мир, в мечту). Основное действие будет происходить на чердаке, где собраны старые пропыленные временем вещи, где «многоуважаемый шкаф», если присмотреться, очень напоминает очертания того самого Щелкунчика, что победил Мышиного Короля, а из давно потухшего камина нет-нет да поблескивают вполне реальные мышиные глазки. Дальнейшее добавят воспоминание и фантазия.  Это по-прежнему будет история о победе добра над злом, умения любить, радоваться жизни – над эгоизмом, равнодушием, безразличием, расчетом».

Режиссер Тимур Файрузов в 2000 году с отличием окончил актерский факультет Красноярского института искусств, с того же времени работает в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского. В 2010 году окончил режиссерский факультет Театрального института им. Б. Щукина. Начиная с дипломной постановки «Оркестр «Титаник» Христо Бойчева спектакли Тимура Файрузова постоянно становились участниками и лауреатами многих крупных региональных и всероссийских фестивалей. Спектакль «Конек-Горбунок» был показан в конкурсной программе фестиваля «Арлекин» (2017) и отмечен спецпризом фестиваля «За праздник театра и цирка, подаренный петербургским детям».

Комментарии
Предыдущая статья
В Театре Наций репетируют новый спектакль по роману Эльфриды Елинек 01.12.2018
Следующая статья
Алексей Франдетти приступил к постановке «Стиляг» в Театре Наций 01.12.2018
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».