Екатерина Половцева ставит «психоаналитический» спектакль по Фицджеральду

Промофото спектакля «Ночь нежна» © пресс-служба Театрального агентства «Арт-Партнёр XXI»

Сегодня, 9 декабря, на сцене Театра имени Моссовета пройдёт первый предпремьерный показ спектакля Екатерины Половцевой «Ночь нежна» по одноимённому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Официальная премьера постановки, которую выпускает театральное агентство Леонида Робермана «Арт-Партнёр XXI», запланирована на 14 января (показ пройдёт во Дворце на Яузе).

Режиссёр Екатерина Половцева выпустила за последний год несколько заметных премьер: «Мизантроп и я» в РАМТе, спектакль «Володя» в «Среде 21». Последний стал опытом коллаборации артистов разных театров, и в нынешней работе также объединятся актёры РАМТа, Пушкинского и Вахтанговского театров и другие, причём с некоторыми из них Половцева сотрудничает впервые. Одну из главных героинь спектакля, Николь, будут в очередь играть Мария Рыщенкова и Ольга Лерман, юную Розмэри — Полина Рафеева и Лиза Кононова. Среди других участников постановки — Александр Матросов, Александр Голубков, Ольга Кузина, Нелли Уварова, Андрей Бажин и Олег Зима.

«Ночь нежна» — последний роман Фицджеральда, одно из самых известных его сочинений. Написанный 90 лет назад, этот текст вдохновлён реальными событиями и людьми. В чувственной истории о блестящей жизни, мире богемы, потере и поиске смысла жизни есть место и почти бытовой подробности, и тревожному всматриванию в тонкости психологии, и открытой патологии, которая также становится объектом исследования, и, разумеется, ощущению разлитой в воздухе катастрофы в период после Первой мировой войны. Роман «Ночь нежна» иногда появляется в афишах разных театров, а для постановки в агентстве «Арт-Партнёр XXI» его предложила сама Екатерина Половцева, которая также написала инсценировку. Последняя, по определению одной из участниц спектакля Марии Рыщенковой, «похожа на психоанализ, когда вы открываете для себя разные ракурсы взгляда на одно и то же событие». Другой участник постановки Александр Матросов говорит об инсценировке Половцевой так: «Она как будто бы поставила перед зрителем сразу несколько линз, мы вместе с ней разглядываем героев Фицджеральда в разных степенях приближения и с разных ракурсов».

«Для меня это один из главных романов в моей жизни, — объясняет режиссёр. — Я испытываю противоречивые чувства каждый раз, когда думаю о нём. С одной стороны — восторга от изящества и невероятной красоты, разлитой в воздухе этой истории, с другой стороны — острой боли от того, что творится в душах героев. Меня интересует и затягивает история травмированности личности, возникает много вопросов о различных психологических зависимостях и сломанных жизнях, о возможности исцеления и тяжёлом душевном труде. Исследование подобных тем неминуемо заставляет посмотреть и на свою жизнь под этим углом и задать себе неудобный вопрос — а кто я в этой истории?».

«Катя написала очень интересную инсценировку, кружевную, витиеватую, — рассказывает о замысле спектакля актриса Полина Рафеева. — Наши герои не находятся в каком-то одном времени или реальности, даже внутри одной сцены постоянно всё течёт и меняется. Наши герои общаются друг с другом то из настоящего, то из воспоминаний, а то и вовсе из чьего-то искажённого восприятия. Очень много „подводных течений“, и в каждой сцене они могут быть абсолютно разными».

«Это будет история людей, которые взяли на себя не свою ношу, — говорит Ольга Лерман. — Каждый из героев. Согласно правилам, которые им диктует социум, они совершают определённые поступки, произносят определённые реплики и при этом внутри себя находятся в совершенном диссонансе. Поступки противоречат мыслям, мысли противоречат поступкам. Фицджеральд здесь это роскошь, Ривьера, бриллианты, загородные дома, красивые мужчины, красивые женщины. А под этой всей красивой оболочкой — искалеченные души, разрушенные жизни. Отсутствие жизненной энергии. Вот об этом хочется говорить. Что душевное благосостояние важнее внешнего, материального. Всегда. А сегодня как никогда».

«Я очень люблю роман „Ночь нежна“, — говорит Мария Рыщенкова, — кроме того, что он откликается во мне эмоционально, заставляет размышлять над вопросом, как человек такой яркий и талантливый, безусловная личность… вдруг оказывается в точке „ноль“, в потере себя, своей воли, вектора жизни. Трагическая тема полнейшего краха прекрасного и мощного человека. И ведь в жизни так часто случается — люди, невероятно сильные и яркие, вдруг становятся „стёртыми“ лицами. А любовь в этом романе и в нашем спектакле дана в разных её проявлениях — это и эгоистическая любовь, где один человек использует другого, манипулирует, и любовь жертвенная, и всепрощающая».

Вместе с режиссёром над премьерой работают художник Эмиль Капелюш, художник по костюмам Ирина Уколова, художник по свету Алексей Крючков и композитор Сергей Филиппов.

Комментарии
Предыдущая статья
Кирилл Вытоптов в «Красном факеле» представит «Пигмалиона» как антиутопию 09.12.2024
Следующая статья
В «Субботе» сыграют Чехова «в ритме свинга» 09.12.2024
материалы по теме
Новости
В премьере РАМТа покажут «рифмованное многоголосие в голове подростка»
Завтра, 12 декабря, на Маленькой сцене Российского академического Молодёжного театра пройдёт премьера спектакля Александра Чеботарёва «Гриша не свидетель» (12+) по одноимённой книге Насти Рябцевой.
Новости
Янушкевич создаёт в Красноярске первую «кукольную» версию «Дубровского»
Сегодня, 11 декабря, в Красноярском театре кукол пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Дубровский» (12+) по одноимённому роману Пушкина.