Сообщение о том, что искусствоведа, специалиста по культуре Германии, завкафедрой истории театра и кино Института филологии и истории РГГУ Галины Макаровой не стало на 78-м году жизни, было опубликовано на сайте РГГУ.
«17 июля 2022 года ушла из жизни Галина Витальевна Макарова, — сказано в публикации. — На протяжении почти двадцати лет доктор искусствоведения, профессор Галина Витальевна Макарова возглавляла кафедру истории театра и кино Института филологии и истории. Она была великолепным знатоком театра, тонко чувствовала его природу, глубоко понимала актёрское и режиссёрское творчество.
Всю свою жизнь она посвятила изучению культуры Германии. Её книги „Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв.“, „Актёрское искусство Германии“ и многочисленные статьи о театре и драматургии этой страны стали важным этапом в отечественной германистике. Лекции Галины Витальевны всегда были увлекательным спектаклем. Своей неповторимой, беглой интонацией она рассказывала о театре, кино, жизни, унося студентов в мир великого искусства. Она умела влюблять в профессию.
Галина Витальевна всегда переживала за студентов и коллег, заботилась о них, шла навстречу. Жизнь кафедры при ней была наполнена атмосферой доброжелательности, свободного творчества и научного поиска. Помимо исследовательских качеств, Галина Витальевна обладала ещё одним редким человеческим даром — умением давать шанс. Именно благодаря этому качеству на кафедре всегда появлялись молодые преподаватели, которые, хочется верить, продолжат её дело.
Мы постараемся не подвести Вас, Галина Витальевна. Спасибо Вам за всё».
Галина Макарова родилась в 1945 году. В 1969-м окончила ГИТИС. Кандидатскую и докторскую диссертации, посвящённые театральному искусству Германии, защитила в ГИИ — Государственном институте искусствознания. И в ГИИ, и в ГИТИСе Макарова работала на протяжении многих лет. С 1993 года преподавала в РГГУ, была заведующей кафедрой истории театра и кино Института филологии и истории РГГУ.
Театральный критик Павел Руднев опубликовал в своих соцсетях текст памяти Галины Макаровой, где сказано, в частности: «Она занималась Германией и германским. Это означало, что любые театральные события вписывались в трагедию страны и её сломленного, надломленного, драматического духа. Условие для развития театра — это разлом эпохи, смена мировоззрений. Её интересовали собственно такие фигуры, которые отразили в своей судьбе переломные годы: Макс Рейнхардт, Эрвин Пискатор, Бертольт Брехт, Густаф Грюндгенс, разумеется. Галина Макарова любила параллели и, рассказывая о Германии, Австрии, Швейцарии, постоянно приводила в пример российские эстетические феномены, которые любила и знала. Она была родом из оттепели, их брехтовской Таганки. Её немецкий сюжет всегда был думой о театре и судьбе России. Театр формулирует время. И с лица театра будут потомки читать время, доставшееся художнику как фатум».