28 января на 93-м году жизни умер драматург и прозаик Владимир Арро. О смерти Арро сообщили в соцсетях его близкие.
Владимир Арро родился в 1932 году в Ленинграде. Во время войны, ещё будучи ребёнком, пережил больше трети блокады в родном городе, летом 1942-го вместе с матерью был эвакуирован на Урал. Воспоминания о блокаде и эвакуации легли в основу первых сборников рассказов Арро, изданных в середине 1960-х и адресованных юным читателям.
Окончил филологический факультет Ленинградского педагогического института в 1955 году, до 1966-го изучал педагогику в теории и на практике, работал над диссертацией о внешкольном образовании взрослых. После выхода первых книг Владимир Арро полностью сфокусировался на писательской деятельности. Долгое время он был известен как «детский писатель», однако во второй половине 1970-х Арро начал заниматься и драматургией. Его дебютная пьеса («Высшая мера», 1976), как и первые прозаические опыты, была посвящена теме ленинградской блокады, которую он называл «главным событием своей жизни». На рубеже 1970–1980-х Арро учился у Виктора Розова на Высших литературных курсах при Литературном институте имени Горького. В конце 1980-х стал председателем секции драматургии Ленинградской организации Союза писателей РСФСР, руководил творческой мастерской драматургов при Ленинградском отделении СТД, а в 1993–1995 годах был главным редактором литературно-драматического и детского вещания Петербургского радио.
В 2000-х Арро написал целый ряд книг в публицистических и мемуарных жанрах: сборники эссе, воспоминания, а также размышления о театре и драматургии, которой он продолжал заниматься и в новом веке, — «Занавес открывается» (2012), «Дуновение из-за кулис. Записки драматурга» (2021). Последние годы жизни писатель провёл в Германии.
Наибольшую известность Арро-драматургу принесла пьеса «Смотрите, кто пришёл!», впервые поставленная в начале 1980-х Борисом Морозовым в Театре имени Маяковского. Среди других пьес Владимира Арро — «Сад», «Трагики и комедианты», «Вино урожая тридцатого года», «Колея», «Радуйся!», «Синее небо, а в нём облака». Постановки, основанные на сочинениях драматурга, шли в десятках театров по всему Союзу, в том числе во МХАТе, Театре на Малой Бронной, Александринском театре, Театре имени Ленсовета, Центральном театре Советской армии, Театре комедии имени Акимова. Высокую оценку пьесам Владимира Арро давали, например, Олег Ефремов, Андрей Гончаров и Леонид Хейфец.
В книге «Дуновение из-за кулис. Записки драматурга» Арро рассказывал: «Писание пьесы увлекательнейшее занятие, в равной степени мучительное и сладкое. Мучительное, пока ты нащупываешь „музыку“ пьесы, осваиваешь замысел, плетёшь интригу, пытаешься вдохнуть в муляжи придуманных тобою героев живое дыхание. Но ведь к тому же всё должно развиваться, пульсировать, продвигаться вперёд. В пьесе, как в комбайне, сто шестерён вращается одновременно с разной скоростью.
И вот когда герои твои вдруг все разом задвигались и заговорили, — бойко, страстно, обходясь без твоих подсказок, — обнаруживается, что не ты ими управляешь, а они тобою, и ты уже наблюдаешь за ними как бы со стороны. Это сладчайший миг твоей жизни! К сожалению, иногда они так и остаются до конца муляжами. Где-то я вычитал (кажется, у Пристли), что работа над пьесой напоминает блуждание человека со свечой в тёмной комнате, когда, натыкаясь на мебель, он постепенно высвечивает всё новые скрытые подробности, пока, наконец, не начинает представлять её как единое целое. Можно и так сказать. Но это факт, что однажды, в сорок четыре года, имея весьма смутное представление, во что ввязываюсь, я убедил себя, что это блуждание — моё главное дело».