Сегодня и завтра, 22 и 23 апреля, в московском театре «Около дома Станиславского» пройдут премьерные показы нового спектакля Юрия Погребничко «Не горюй, Заяц!».
«Не горюй, Заяц!» — первая премьера создателя и руководителя «Около» в текущем сезоне. Литературной основой спектакля стала одноактная пьеса Семёна Злотникова «Два пуделя» — в 2000 году Погребничко уже ставил её в «Около» вместе с другой одноактовкой Злотникова «Бегун и йогиня» (спектакль назывался «Советская пьеса»). Напомним, оба текста входят в триптих «Бег на месте с любовью» (1980).
Однако спектакль «Не горюй, Заяц!» у Погребничко, как и всегда, основан не только на пьесе – «отправной точке». В официальной аннотации на сайте говорится, что в композиции использовались тексты многих авторов: помимо «фирменных» цитат из «Гамлета», японской поэзии и других «констант» спектаклей «Около», в основе постановки — тексты Бориса Рыжего, Владимира Набокова и Сергея Козлова. Все три автора не менее значимы, чем Злотников, — стихи Рыжего существуют как самостоятельная «драматическая линия» с отдельным героем, в названии использована фраза из сказки Козлова, а в релизе говорится: «Сценарий спектакля сложился под впечатлением от романа В. Набокова „Дар“».
Принципиальную для понимания спектакля мысль Юрий Погребничко сформулировал специально для журнала ТЕАТР.: «Реальность скрыта от нас описанием реальности. Это понятно. Но! За описанием что-то есть — да, какое-то предчувствие иного».
Несмотря на коллажность постановки, главных героев в ней, в соответствии с текстом пьесы, два — хотя в программке спектакля они и «переименованы»: Японку (у Злотникова — Женщина) играет Элен Касьяник, а Зайца (Мужчина) — Алексей Чернышёв. В других ролях — артисты театра разных поколений: Ёжик — Даниил Богомолов, Два медведя — Алексей Шендрик и Максим Солопов, Дворник — Юрий Павлов, Лыжница — Татьяна Лосева, Фигуристка — Наталья Овсянникова.
«Зимнее» пространство спектакля сочинила Надежда Бахвалова, постоянный соавтор Юрия Погребничко (она же — художник по костюмам), а заглавные герои пьесы Злотникова, два пуделя, стали в премьерном спектакле скульптурами (и абстрактными в смысле породы собаками) — их создала Елена Духан.