24 и 25 марта в Зелёном зале Старой сцены «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля Юрия Титова «Подарок» на основе пяти рассказов Мопассана.
Хотя в пресс-релизе премьеры Мопассан назван для «Мастерской» «автором новым и до определённой степени неожиданным», «Подарок» так или иначе продолжает целый ряд «репертуарных линий» театра. Прежде всего, важна культурная принадлежность — «французская» эстетика, вообще не чуждая «Мастерской Фоменко», причём не только в смысле театральной формы. Французская речь звучит с этой сцены едва ли не в каждом втором спектакле (включая постановки русской классики), а сочинения франкоязычных авторов составляют значительную часть репертуара. В разные годы здесь ставили пьесы и прозу Жироду, Мольера, Теофиля Готье, Мериме, Ионеско, а в конце прошлого сезона в том же пространстве, где будут играть «Подарок», Егор Перегудов выпустил «Опасные связи» по одноимённому роману Шодерло де Лакло. Впрочем, чувственная любовь и многообразие страстей в предстоящей премьере станут не поводом для философских обобщений, как в «Опасных связях», а самостоятельным объектом исследования и поводом для размышления о любви как таковой. К числу «франкофонных» спектаклей «Мастерской» относится и новейшая режиссёрская работа самого Юрия Титова — спектакль-концерт «Мой Брель», выпущенный в начале нынешнего сезона.
Ещё одно принципиальное свойство «Подарка» — формат «спектакля-альманаха» на основе прозаических текстов. В «Мастерской» неизменно интересуются прозой — от объёмных романов до коротких рассказов, — зачастую отдавая предпочтение не самым востребованным на театральной сцене или вовсе лишённым сценической истории сочинениям. Спектакль-компиляция нескольких текстов для «Мастерской Фоменко» явление не новое: в текущем репертуаре театра, например, постановки по «малой прозе» Юрия Казакова, Александра Вампилова и Бунина. Именно «Последние свидания» по четырём рассказам из бунинских «Тёмных аллей» почти десять лет назад стали режиссёрским дебютом актёра Юрия Титова в «Мастерской Фоменко». Лирически-эксцентрический спектакль играют по сей день, и многие участники «Последних свиданий» заняты и в грядущей премьере.
«Подарок» основан на пяти текстах Мопассана: «Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась» и «В пути» (автор инсценировки — сам режиссёр Юрий Титов). Жанр премьеры обозначен как «комедия о любви», и в официальном релизе этот неочевидный выбор объясняется так: «„Подарок“ — это не глубокомысленный разговор, а скорее лёгкая игра, комедия на грани сатирического бурлеска. Яркая, стремительная и дерзкая, как рисунки Тулуз-Лотрека. Новый для театра литературный материал продиктовал и непривычный для актёров „Мастерской“ способ существования — открытый, обнажённый, контрастный. Без полутонов и намёков — сочными, насыщенными мазками <…>. И вдруг, как звук лопнувшей струны, в этом безумном ярком вихре чувств — звучит тихий, негромкий разговор о любви совершенно иного толка. Чистой и поэтичной, трагической и… счастливой». А сам Юрий Титов уточняет: «Мне интересны только три темы: Любовь, Человек, Бог. Здесь о любви — неразделённой, трагической, несчастливой. Но и о любви трагической можно говорить через улыбку и светлую печаль. Ничего интереснее любви на сцене для меня нет».
Соавторами Титова в работе над «Подарком» стали художник-постановщик Мартын Степанов, художник по костюмам Олеся Скарына, композитор Николай Орловский и хореограф Анатолий Войнов. В спектакле участвуют Роза Шмуклер, Серафима Огарёва, Александра Титова и Екатерина Смирнова, Наталья Мартынова, Амбарцум Кабанян, Михаил Крылов, Степан Владимиров и Вениамин Краснянский.