МХТ им. Чехова поставит спектакль по прозе Сергея Клычкова

Сцена из спектакля "Сахарный немец". Фото Александра Иванишина.

6 декабря на Малой сцене МХТ им. Чехова пройдет премьера спектакля “Сахарный немец” по прозе основателя магического реализма Сергея Клычкова. Режиссер спектакля – ученик Сергея Женовача Уланбек Баялиев. 

Художественный театр впервые обращается к прозе Сергея Клычкова – писателя и поэта, в чьем творчестве, по словам создателей, реализм переплетен с мистикой народного быта. Современные литературоведы называют Сергея Клычкова основателем магического реализма, где главным критерием служит использование фантастики, растворенной в повседневности настолько, что и сама она становится в высшей степени реальной.

«Сахарный немец» 1925 года создания – автобиографический роман о Первой мировой войне, в котором, по мнению критиков, соединяются сказовое и «гоголевское» начала. Неслучайно, видимо, жанр нового спектакля МХТ им. Чехова обозначен как “сказ об одном убийстве”.

Одним из представителей магического реализма является Габриэль Гарсиа Маркес. Однако, по словам создателей, то, что стало открытием в 60-е и 70-е, Клычков сумел почувствовать и воплотить в далекие 20-е. Роман «Сахарный немец» основан на пережитых им событиях 1916 года.

«Главный герой романа — Миколай Митрич Зайцев, в просторечии Зайчик – человек, поцелованный Богом, поэт. – говорит режиссер Уланбек Баялиев. – У него в детстве “мечтунчик пристал к голове”, как говорит о нем мать. Воспитанный “полем за околицей и Чертухинским лесом”, он живет в своем полусказочном мире, где и леший, и святой, и черт существуют очень естественно. Попадая на войну, видя весь ее ужас, он пытается совместить для себя два этих мира – собственный, где сон и явь, сказка и быт равноправны, и реальный. “Сахарный немец” — история падения человека, который был рожден для спасения, но сам свершает грех и гибнет, как гибнет и вся крестьянская Русь. Убив другого, он убивает себя. У меня есть ощущение, что этот роман покаянный, и нам важно, чтобы его персонажи смогли найти прощение и милосердие. Мы хотим открыть их для зрителя и читателя, отплакать, освободить и отпустить в тот мир, в который они бы хотели уйти».

Помимо Баялиева над спектаклем работают художник Евгения Шутина и композитор Фаустас Латенас.

В спектакле заняты актеры Художественного театра Валерий Зазулин, Надежда Жарычева, Дмитрий Сумин, Ксения Теплова, Алексей Агапов, Алёна Хованская, Ростислав Лаврентьев, Артём Волобуев, Николай Сальников, Антон Ефремов.

Уланбек Баялиев окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина в 2001 году (мастерская Д. Г. Кознова), работал актером в московском театре «Содружество актеров Таганки». С 2007 года — режиссер нескольких телевизионных сериалов. В 2006 году окончил режиссёрский факультет Российского университета театрального искусства — ГИТИС (мастерская С. В. Женовача).

Комментарии
Предыдущая статья
Максим Блинов дебютирует в «Мастерской» как режиссёр 16.11.2019
Следующая статья
Оперные балы в Дрездене и Петербурге посвятят 75-летию Победы 16.11.2019
материалы по теме
Новости
В СТИ в сезоне 2024–2025 вернутся к знакомым авторам
В московской «Студии театрального искусства» 31 августа прошёл сбор труппы, на котором худрук Сергей Женовач поделился планами театра на юбилейный 20-й сезон.
Новости
Янковский и Вертков сыграют в «Вишнёвом саде» без слов
14 сентября московская «Студия театрального искусства» откроет юбилейный, 20-й сезон премьерой — спектаклем худрука театра Сергея Женовача «Чехов. Вишнёвый сад. Нет слов!».