Маргарита и Манон

Фото: bolshoi.ru

Большой театр пополнил бесчисленный перечень балетных компаний, танцующих балет Джона Ноймайера на музыку Фредерика Шопена «Дама с камелиями» по мотивам бестселлера Дюма-сына. Популярность этого танцевального текста среди танцовщиков и балетных менеджеров теперь соревнуется с популярностью классики. Публика тоже подтягивается и устраивает аншлаговый прием финальному эротическому па-де-де главных героев, знакомому по многочисленным гала-концертам.

В концерном исполнении знаменитое па-де-де свободно от каких бы то ни было слоев и подтекстов. Между тем, Ноймайер организовал свою историю любви и смерти Маргариты Готье довольно сложно. Он вновь использовал любимый прием дублирования сюжетной линии, на сей раз переплетая ее с историей героев романа «Манон Леско» аббата Прево. Эта книга сопутствует Маргарите на протяжении всего романа с Арманом. Ее театральную постановку Маргарита дважды смотрит, позволяя Ноймайеру и сценографу Юргену Розе устроить на сцене замысловатую игру планов, кулис, смыслов. Манон становится для Маргариты Ноймайера двойником, предупреждением, провокатором и палачом.

Театральная условность спектакля проявляется тем более выпукло, что Ноймайер остается предельно конкретным в изображении места и времени. Костюмы кажутся почти прет-а-порте, цветы выглядят слегка подвядшими, зеркало отражает даже часть зрительного зала. Подробность деталей сбивает с толку, перенастраивает восприятие на драматический спектакль, убеждает в достоверности происходящего. Ноймайер настаивает на историчности своего спектакля, на реальности рассказываемой истории, на буквальности действий и переживаний персонажей. Даже дивертисмент, символизирующий течение времени романа, построен на смене бальных сцен и карнавалов, без всякой абстракции.

В результате фикциональная история Манон становится не менее реальной, чем история увядающей от чахотки Маргариты, легитимизируя заодно и нашу веру в великую любовь Маргариты и Армана.

Хореография «Дамы с камелиями», особенно в партиях главных персонажей, практически не уходящих со сцены, построена на позировках, что задает спектаклю несколько конвульсивный ритм, позволяющий регулировать темп развития сюжета, доведя его до экстатического содрогания в том самом финальном па-де-де. Рывковое развитие танцевального текста вторит эскизному характеру музыкальной партитуры, построенной, главным образом, на коротких формах, прелюдиях, романсах, вальсах, в которых только намечают тему, составляют эскиз, набросок.

Ноймайер смягчает жесткость поз «тающей» пластикой, «брошенными» кистями и волнами корпусом, оживляет их необычными поддержками, быстрыми пробежками, бытовой жестикуляцией, типичной для изображения чувственности: поглаживаниями, дрожью от плача или кашля. Хореография поставлена, чтобы создать ситуацию чувственности, эротизма, лирики, страсти.

Однако хореография — лишь условие проявления чувства, оставаясь рыхлой и слегка аляповатой, если созданные ею условия не приводят к результату. Чувственность не может быть разорвана на отдельные движения, она развивается без перерывов, ее невозможно изобразить, какой бы изощренной ни была хореография. Чувственность проявляется между жестами и движениями. Примерно так же в использованных Ноймайром вальсах brillante Шопена, не предназначенных для танца, танец возникает между движениями, проявляется, но не воспроизводится набором па.

В этой ситуации основная работа постановщика происходит на репетициях с конкретными исполнителями. Исполнитель становится соавтором и успех постановки зависит не только от хореографии, а от способности доставить, достроить этот континуум чувственности пластикой, взглядом, всем арсеналом телесности. При этом изобразительность, «натуралистичность» жестикуляции и экспрессивные па скорее обманывают и лишь затрудняют доступ к партии. Именно поэтому Ноймайер ставит даже переносы своих спектаклей самостоятельно и работает со всеми исполнителями сам. Именно тогда происходит создание каждой новой «Дамы с камелиями».

В премьерной серии постановки Большого театра (в целом, удачной) такой момент танца случился во втором «деревенском» акте в разговоре Маргариты в исполнении Ольги Смирновой с отцом Армана. Танец Смирновой без драматизма (точнее без драматизации) сумел связать поставленные Ноймайером па в одно бесконечное движение, закончившееся только в кулисе.

Хореография «Дамы с камелиями» создает условия танца, аналогичные тем, которые существуют в академическом балете. От него спектакль отличается лишь несколько разрушенной структурой. И задача исполнителя в «Даме с камелиями» такая же как в привычной классике, да и в любом академическом искусстве — заполнить жесткий каркас субъективным интеллектуальным и телесным опытом. В этом отношении условия «Дамы с камелиями» вполне привычны для танцовщиков академических трупп. Но и искомое чувство при таких условиях остается, ой, какой редкостью.

Комментарии
Предыдущая статья
Что у робота внутри 15.04.2014
Следующая статья
Наклонная проповедь 15.04.2014
материалы по теме
Новости
Большой будет продавать билеты на «Щелкунчика» через аукцион
Большой театр объявил новые правила приобретения билетов на новогодние показы балета «Щелкунчик». Продажи стартуют 2 декабря, часть билетов будет реализована через систему аукциона.
Новости
В Большом театре появятся «Паяцы» в стилистике немого кино
С 11 по 14 июля на Камерной сцене Большого театра пройдут показы последней премьеры сезона — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло в постановке Ханса-Йоахима Фрая (дирижёр-постановщик — Антон Гришанин).