Композитор Александр Маноцков представит премьеру своей второй оперы о Свияжске

Премьера второй части трилогии – оперы «Красный сад» – состоится 18 и 19 августа

Опера «Красный сад» – вторая в трилогии опер Александра Маноцкова, написанных им в Свияжске – и о Свияжске. Премьера первой части, «Сны Иакова, или Страшно место», прошла в августе 2017 года. Премьера второй части трилогии – оперы «Красный сад» – состоится 18 и 19 августа.

Как сообщают организаторы, «либретто было основано на документальных текстах – как Успенского монастыря, так и располагавшихся в нём в советское время лагеря и психбольницы. А также на текстах из Ветхого завета и службы Успения, которые, в сущности, тоже по-своему документальны. Подобное наложение исторически неопровержимого на мифологическое, их инверсии – пожалуй, естественное свойство острова-града Свияжск».

В либретто использованы документальные тексты, описывающие открытие в Свияжске в 1918 г. Красного Сада и памятника Иуде Искариоту, гностическое «Евангелие Иуды, а также стихи Демьяна Бедного и Ларисы Рейснер.

«Как только стало ясно, что опер о Свияжске должно быть несколько, я понял, что одна из частей цикла точно должна быть посвящена истории с установкой памятника Иуде, – говорит композитор Александр Маноцков. – Поначалу мне, как и многим, казалось, что это событие мифическое, не имевшее места в реальности – уж слишком, думалось мне, много в этом гротеска, символизма. Но, когда я погрузился в эту тему поглубже, я обнаружил, что, действительно, фигура Иуды Искариота как «первого революционера» не только органична для этого безумного времени, но и была воспета как таковая. В «Евангелии» Демьяна Бедного, где он не только превозносит Иуду как антибуржуазного апостола, но – что совершенно удивительно – говорит о ещё не совершённом на тот момент открытии манускрипта «евангелия Иуды» как о факте. И этот гностический текст, и текст Бедного у меня используются в либретто. В открытии памятника принимала участие легендарная поэтесса и авантюристка-революционерка Лариса Рейснер – два её текста использованы как арии. Но, несмотря даже на цитирование конкретных музыкальных произведений, речей, звучавших во время парада, и открытия монумента в 1918 году, наша опера – это, конечно, не «реконструкция исторического события». Она – событие нашего времени, художественное произведение.

Первая часть цикла, «Сны Иакова, или Страшно Место», была написана и поставлена как «камерная-опера-на-открытом-воздухе». Вторая часть, «Красный сад» – уличное действо, где все вокалисты снабжены мегафонами, а к изначальному составу исполнителей добавляется струнный квартет с электроинструментами».

Организаторы: музей-заповедник «Остров-град Свияжск», Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и фонд «Sforzando».

Фото Татьяны Ломакиной

Комментарии
Предыдущая статья
Умер художественный руководитель театра “Практика” Дмитрий Брусникин 09.08.2018
Следующая статья
Программу фестиваля TERRITORIЯ дополнит фильм-спектакль «Атласный башмачок» 09.08.2018
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».