Александр Маноцков выпускает третью часть «свияжских опер»

Александр Маноцков на строительстве лодки © Фото из Фейсбука Маноцкова

5 сентября 2021 года на острове Свияжск под открытым небом пройдёт премьера оперы Александра Маноцкова «Лодка», для которой местные мастера выстроили настоящее гребное судно. На воду в тестовом режиме его спускали, среди прочих, режиссёры Борис Павлович и Данил Чащин, продюсер Алексей Платунов и художник Алексей Лобанов.

Александр Маноцков рассказал журналу ТЕАТР. о предстоящей премьере:

«И название спектакля, и сюжет основываются на известном в театральных кругах представлении народного театра, которое так и называлось – «Лодка». Это третья часть так называемых «свияжских опер». И если смотреть, как мы двигались от части к части, то это было “движение в глубь веков”. “Сны Иакова” вышли первыми, среди действующих лиц были узнаваемые зрителями персонажи. Кто-то после спектакля говорил мне, что был санитаром в показанной больнице и точно угадал кого-то из этой истории. Благодаря Марине Разбежкиной тогда у нас были документальные тексты. Арии персонажей тоже были написаны на подлинные тексты, которые произносились и писались людьми, реально бывшими в этой больнице. В том спектакле мы углублялись до сталинских времён: тех самых, когда головы трупам разбивали на всякий случай молотками, чтобы они не сбежали с острова до похорон.

Второй спектакль “Красный сад” касался сюжета полумифического и затрагивал времена гражданской войны и революции. Плюс, как и в первом случае, было некоторое отклонение во вневременное – пелись гностические тексты из Евангелия Иуды. А третья часть, нынешняя, в историческом плане уходит ещё глубже в историю, это времена “легендарных” разбойников, которые по этим местам плавали, в разных частях острова захоронены их клады. Если пользоваться языком “Звёздных войн”, то “Лодка” – это такой приквел. Получается, что последним мы выпускаем наш “номер один”, в смысле исторической последовательности. В “Лодке” тоже есть отклонения во вневременное. Речь в спектакле ведь идёт о том, как люди уплывают в Царство Мёртвых. С берега, на котором мы сыграем спектакль, на самом деле увозили хоронить – на той стороне реки до сих пор существует кладбище. Интересно, что в русской народной драме “Лодка” исследователи отмечают некоторую связь с мифом про “Орфея и Эвридику”. Это ведь история про расставание через реку, которая отделяет мир живых от мира мертвых. Соответственно, у меня там тоже это учитывается и Монтеверди перемешан с частушками под драку. Третья часть, конечно, в наибольшей степени является народным театром. Тем более, что это опен-эйр. Первые две части больше использовали традиции площадного театра. Здесь же мы щедро исполняем народные песни. И играет в этом спектакле тот же каст, что и в первых двух. В некотором роде можно говорить о преемственности персонажей. Вот они – эти то ли люди, то ли пациенты, то ли ангелы».

В «Лодке» мужские вокальные партии исполняют участники Татарского камерного хора под управлением Миляуши Таминдаровой. Кроме того, в опере задействована сопрано Айсылу Нуруллина, и инструменталисты: струнный квартет, валторна и аккордеон.

«Изначально, прежде чем написать первую ноту, как часто бывает в таких работах, я посмотрел пространство. – продолжает Маноцков, – И поэтому спектакль привязан к этой местности. Но я не исключаю возможности сыграть его где-то ещё. Гребное судно в третьей части возникло из желания уплыть с острова. У нас ведь всё всерьёз, по-настоящему – и «тот свет» и Царство Мёртвых. Лодочный причал на одном из берегов острова превращается в сцену, боком прилегающую к берегу. А берег становится амфитеатром, в котором находятся зрители. Все это будет сыграно без электрического усиления в расчёте на речную акустику».

Лодку строил уроженец посёлка Васильево, руководитель ассоциации «Старая Волга» Павел Тиняев, ему помогали свияжские энтузиасты. Длина судна составила 11,5 метров, ширина — почти три метра. Управляется плоскодонная лодка пером руля. Чтобы построить свияжский струг, ушло около 2,5 куба ели и сосны.


Спуск на воду лодки для оперы Александра Маноцкова. Свияжск, 2021 © Видео Жанны Зарецкой

Напомним, премьера первой части трилогии, «Сны Иакова, или Страшно место», прошла в Свияжске в августе 2017. Опера «Красный сад» – вторая в трилогии опер Александра Маноцкова, была написанных им и сыграна на острове в августе 2018 года.

Организаторы проекта: музей-заповедник «Остров-град Свияжск», Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и фонд «Sforzando».

Комментарии
Предыдущая статья
Выпускник Рыжакова сыграет Вронского в российском сериале Netflix 04.08.2021
Следующая статья
Хроника карантина: в Ростовской области снова сократили заполняемость залов 04.08.2021
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.