Квятковский с актёрами «Старого дома» размышляет о злодействе и злодеях на сцене

На фото  — Юрий Квятковский © пресс-служба театра «Старый дом»

5 и 6 апреля в новосибирском театре «Старый дом» пройдёт премьера спектакля Юрия Квятковского «Парадокс об актёре и жестокости» по пьесе Майкла Ардитти «Магда. Парадокс об актёре и жестокости».

В основе сюжета «Магды» Майкла Ардитти — исторические события конца апреля 1945 года. Заглавная героиня пьесы, жена министра народного просвещения и пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса, вместе с правящей верхушкой Третьего рейха прячется в бункере Гитлера, пока сжимается кольцо вокруг Берлина. 1 мая Магда (самостоятельно или руками врача) убила шестерых своих детей, после чего вместе с мужем совершила самоубийство. Детоубийство становится ключевым (а композиционно — финальным) событием пьесы Ардитти, которая имеет ряд альтернативных названий, большинство из которых связаны с Медеей («Медея Третьего Рейха», «Медея 1945» и другие). Режиссёр Юрий Квятковский и шеф-драматург проекта Екатерина Августеняк сюжет скорректировали. Они размышляют о том, как сегодня рассказывать эту страшную историю и как современному артисту справляться с ролями беспримерных злодеев, не рискуя собственным психическим здоровьем.

«Творческое воображение — главный инструмент и проклятие артиста, – говорится в пресс-релизе театра. – Что происходит с личностью, примеряющей на себя образы и состояния других людей? Что если персонажи, которых приходится играть — не просто вымышленные злодеи, а главные преступники, развязавшие самую жуткую человеческую катастрофу прошлого столетия? Как иерархические отношения в театре влияют на психологическую природу артистов, и через какие испытания проходит актёрский организм, исследуя природу зла. Зачем постановщики спектаклей и фильмов бесконечно возвращаются к сложным и страшным сюжетам истории? Как сценическая трагедия влияет на нас, и зачем современному зрителю разбираться в мотивах и боли очевидных чудовищ?»

«Во время репетиций мы разбирали материал, связанный с трагическим периодом в истории человечества, касающийся Третьего Рейха, – рассказал нашему изданию режиссёр Юрий Квятковский. – Многие репетиции были в формате интервью, и мы фиксировали диалоги между мной и артистами. Эти диалоги и легли в основу новой по сути пьесы, которая создавалась на наших глазах. Нужно ли артисту присваивать личность условного «ганнибала лектора», и как далеко в этом он может зайти, если безоговорочно доверится режиссёру и пойдёт за ним? Существует ли какая-то точка невозврата или кипения на этом пути, когда артист, как и всякий другой человек, должен принять решение: предаёт ли он себя или нет? Нырять ли ему дальше в эту бездну или надо остановиться? В поисках художественного счастья мы иногда ныряем на глубину без акваланга и маски, но это может привести к кульминации, где всё взрывается. В режиссёрской профессии много манипуляций, но в нашей истории они приведут к совершенно неожиданному финалу — как в остросюжетных фильмах».

Роль Магды в спектакле исполнит Наталья Немцева, Йозефа сыграет Анатолий Григорьев, а Еву — Лариса Чернобаева. Также в премьере заняты Виталий Саянок (Мартин Борман) и Арсений Чудецкий (Людвиг Штумпфеггер).

Для Юрия Квятковского это вторая постановка в «Старом доме» — первым его спектаклем в театре стала «Остановка» (2022) по пьесе Германа Грекова. Над премьерой «Магды» вместе с ним работают художник Нана Абдрашитова, композитор Сергей Азеев, видеохудожник Александр Плахин и художник по свету Алексей Крючков.

Напомним, пьеса Майкла Ардитти «Магда» в переводе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской почти не имеет сценической истории на российской сцене: в самарском театре «Город» идёт спектакль Алексея Романова, а первую в стране постановку осуществил Дмитрий Крестьянкин в Петербурге в 2018 году.

Комментарии
Предыдущая статья
Бутаков снял «драму памяти» по пьесе Пулинович 01.04.2024
Следующая статья
Три хореографа и три композитора создают балет по сказкам Перро 01.04.2024
материалы по теме
Новости
Франдетти возглавит Большой театр оперы и балета в Ташкенте
Сегодня, 17 декабря, стало известно, что режиссёр Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои.
Новости
Потапов ставит в «Балтдоме» шукшинскую «притчу о блудном сыне»
21 декабря на Основной сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» пройдёт премьера спектакля Сергея Потапова «Калина красная» по одноимённой киноповести Василия Шукшина.