В конце нынешнего сезона Мобильный Художественный Театр выпустил вместе с музеем-заповедником Царицыно аудиоспектакль-прогулку «Царицыно. Про любовь». Про любовь, которая возникала в тени многовековых деревьев; разгоралась на знойном летнем солнце и которую пытались затушить в холодных водах царицынских прудов.
Драматургу проекта Нике Вельт достался огромный архив, собранный за пятнадцать лет кропотливой работы старшим научным сотрудником музея-заповедника Еленой Офицеровой. Из архивных материалов Вельт выбрала самые яркие истории любви: от Екатерины II и Григория Потемкина до Жени Драновской и Юры Казанцева (отца старожила Царицына Александра Юрьевича Казанцева, почетного работника культуры города Москвы, царицынская часть истории семьи которого насчитывает 150 лет). Эти истории слушает среднестатистическая 30-летняя жительница столицы Оля (её озвучивает режиссёр спектакля Алина Насибуллина), которая земную жизнь пройдя примерно на треть, очутилась в сумрачном лесу, выйти из которого не помогает ни аутотренинг, ни даже еженедельный психотерапевт. Зато ей помогают белки Ратотоски, выловленные драматургом из недр скандинавской мифологии. Согласно обеим Эддам, Рататоски были посредниками между змеем Нидхёггом и орлом Хрёсвельгом и бегали по мировому дереву вверх и вниз, то и дело передавая все новые и новые послания. На этот раз Рататоски выбрали горизонтальную траекторию пробежек – по территории Царицыно от точки к точке через стереоскопы с коллажами из исторических фотографий (художник Нана Абдрашитова) под музыку композитора Бхима Юнусова. Они передают Оле разговоры людей, которые когда-то ходили по тем же самым дорожкам и тропинкам, что и она.
Гуляли по Царицыну самые разные люди – и по известности, и по сословию. Вот Екатерина II (Агриппина Стеклова), мечтающая о тихой семейной жизни (которая ещё бы и не противоречила внезапным вспышкам желания повеселиться на балу) с фаворитом князем Потемкиным (Евгений Ткачук), в которой «будет трое: ты, я и наш ребенок». А вот писатель Леонид Андреев (Марк Эйдельштейн), убегающий от кредиторов и реальности, утопающий в любви к разным женщинам и пытающийся из-за всего этого утопиться. А вот Шаляпин (взята архивная запись голоса артиста), которого попросили спеть, потому что кого же ещё из посетителей ресторана об этом просить, как не его? А вот и дедушка с внуком, который в сотый раз слушает историю знакомства с бабушкой на танцплощадке. Бунин (Павел Артемьев), влюбившийся в Лопатину и решивший сделать ей предложение, от которого она возьми, да и откажись… Оля подслушивает разговоры и вслушивается в чужие мысли, пытаясь разобраться, что случилось с людьми (а точнее – с ней самой) и почему они разучились любить (или просто разучились видеть и слышать?).
Натренированный за полуторачасовую прогулку слух Оли в финале меняет фокус внимания на свою обладательницу. И самым близким и отчетливым голосом для героини становится свой собственный – голос маленькой девочки Оли, которая мечтает о собаке, о цветных стенах в комнате и о будущем большой писательницы. В конце концов, «никто не может отнять память», кроме нас самих. А сделать это довольно легко: достаточно сойти со своей дорожки и оказаться на шоссе в никуда, по которому бегут бесконечный марафон люди без зрения, слуха и остальных чувств. «Остановись. Подыши. Посмотри по сторонам», – советуют нам белки Рататоски. А там глядишь, и любовь сама с нами встретится взглядом. И прогулка продолжится.
Попасть на спектакль можно в любое время: приехать в Царицыно, предварительно загрузив приложение МХТ и скачав нужную вам версию – для iPhone или для Android.