6 и 7 марта в петербургском ТЮЗе им. А.А. Брянцева состоится премьера режиссера Елизаветы Бондарь «Близкие друзья». Инсценировку повести лауреата множества литературных премий Евгения Водолазкина написала драматург Юлия Поспелова.
«Близкие друзья» Евгения Водолазкина — это история о войне, о трех друзьях — Ральфе, Эрнестине и Хансе, которых она разлучила. Несмотря на то, что герои по национальности — немцы, действие происходят в России. Это драматичная история человеческих судеб и чувств, идущих сквозь долгие годы. События повести охватывают практически полный жизненный цикл главных героев — с 12 до 85 лет. Судьбы друзей писатель рассматривает через призму их детства, войны и возвращения в Россию.
«Мне нравятся романы Водолазкина и я думала о том, как преломить их в театре. Я понимала, что для театра сложность в том, что это современная проза, а не хрестоматийные произведения, которые мы уже воспринимаем как мифы Древней Греции. Когда сталкиваешься с современным текстом, возникает некий зазор интерпретаций. Могут сказать: “А почему вы все так запутали, испортили, а куда это вырезали?”, – поделилась с журналом ТЕАТР. режиссер спектакля Елизавета Бондарь. – В повести “Близкие друзья” увидела для себя фабулу огромного романа, в котором речь идет о целой эпохе и человеческой жизни с 12 до 85 лет. Тут я почувствовала безответственность, ведь я могу рассказать эту историю как захочу. К тому же у героев нет прямой речи. Мы долго работали над инсценировкой с драматургом Юлей Поспеловой с ощущением полного права создавать так, как чувствуем. В процессе создания спектакля очень плотно работали с композитором Николаем Поповым и придумали акустический прием, который позволит зрителям ощутить эффект присутствия в спектакле. На первом этапе с актерами работали над интонацией, темпоритмическими построениями текста. Теперь вся эта фундаментальная работа со звучанием, что меня очень радует, обрела психологический пласт и остались лишь какие-то ее акварельные черты. Сейчас мне все интереснее уходить от прямолинейных открытых приемов в отношении звучания, формируется новый взгляд и текст от этого открывается иначе”.
По сюжету повести главный герой Ральф выживает на войне, потому что у него сильны воспоминания прошлого, чувство долга и любовь к Эрнестине. Будучи на войне, он путешествует по России с гробом друга, выполняя данное в детстве обещание о том, что все друзья будут похоронены вместе на Мюнхенском кладбище. «В повести сильно звучание апокалиптического романтизма и мысли об утопичности клятв. Мне симпатична наивность, убежденность человека в своей правоте, внутреннее достоинство. Ральф — герой не нашего времени, потому что современный герой через неделю поменяет свое мнение. Интересно, что современная проза обращается к такому цельному персонажу, которого бы очень хотелось встретить в жизни» – добавила режиссер постановки.
Вместе с режиссером и композитором Николаем Поповым над спектаклем работали художник Сергей Илларионов и художник по свету Денис Солнцев.
В спектакле играют Николай Иванов, Борис Ивушин, Надежда Шумилова, Анна Слынько, Константин Федин, Иван Стрюк, Ксения Мусатенко.
Напомним, что спектакли Елизаветы Бондарь входили в лонг-лист «Золотой маски» и получали награды на фестивалях «Маска», «Территория культуры Росатома», «Сибирский кот».
Евгений Водолазкин — российский писатель и литературовед. Редактор журнала «Русская литература», почетный доктор Бухарестского университета, колумнист «Известий». Его роман «Лавр» вошел в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге, а роман «Авиатор» попал в топ-10 книг, изданных в Румынии (2017). Автор более 20-ти произведений, в том числе рассказов, повестей, эссе, романов. Номинирован на премию «Большая книга» (2019).
Фото из архива премии “Прорыв”