Одиозный театральный проект Всеволода Лисовского «Сквозь / Скольжение по возможностям» в июне 2021 года обретёт продолжение. Часть «правил игры» усложнится, а сам спектакль-путешествие будет длиться не двое, а трое суток.
Лауреат «Золотой Маски», экспериментатор Всеволод Лисовский, именующий себя не режиссёром, а комиссаром, решил продолжить исследование действительности через театральное перемещение в пространстве, начатое в 2018 году спектаклем «Сквозь / Скольжение по возможностям». Предполагается, что «Сквозь»-2021 станет «готическим романом», посвящённым «соотношению языка и реальности».
Напомним, спектакль «Сквозь / Скольжение по возможностям» — один из самых нетривиальных театральных опытов последних лет и, возможно, самый продолжительный спектакль российского театра. Двое суток зрители-участники «Сквозь» перемещались в пространстве, преодолев на поездах, автобусах и пешком 1200 километров в юго-восточном направлении. При этом никакие подробности о маршруте, планируемых событиях, остановках, графике перемещения и т.д. зрителям не сообщались. Единственное, что было им точно известно, — у совершаемого путешествия нет цели (не конечного пункта, а идеи обрести или добиться в результате чего-то конкретного). Подробно об этом опыте и о том, почему он оказался важным (помимо необычной формы и масштаба как таковых), в блоге журнала ТЕАТР. рассказывала Анна Банасюкевич.
Теперь Лисовский и команда решили продолжить начатое в 2018 году и сделать серию спектаклей-путешествий. Вторая часть, по замыслу создателей, должна быть реализована ближайшим летом. Изменится направление движения, общий размах проекта и система отношений между актёрами/акторами и зрителями.
Команда будущего спектакля рассказывает о задумке второй части и её взаимоотношениях с первой: «Проект „Сквозь“ — это цикл из длительных спектаклей-путешествий на существенные расстояния, каждый из которых посвящён отдельной главе из книги Вернера Гейзенберга „Физика и философия“. Задача проекта — установление новых отношений человека со временем и пространством в новую квантовую эпоху. Первый спектакль цикла мы выпустили в 2018 году, и он был посвящён порочащим связям квантовой физики с античной философией. Продолжался он двое суток, и ехали мы, понятное дело (про античность же), в юго-западном направлении. За 48 часов спектакля участники совершали всевозможные действия разной степени абсурдности: фиксировали сны, смотрели спектакль про зайчика в областном драмтеатре, играли с енотами, справляли свадьбу с четырьмя невестами в тульском кабаке. <…>
Сейчас мы решили взяться за более животрепещущую тему „Язык и реальность в современной физике“ и поэтому поедем на северо-восток, и ехать будем дольше. Целых трое суток. Жанр — готический роман. Путешествие запланировано на 1 декаду июня 2021 года. Дальше подробности раскрывать не можем, потому что будут спойлеры. Участие в нашем путешествии — это работа. У каждого участника будет индивидуальная исследовательская программа, которую ему надлежит выполнить. Результаты исследований будут опубликованы в отдельном сборнике. В путешествии примут участие актёры/акторы, но наша задача — чтобы участники, участники-зрители, так и не поняли, кто тут профессионал. Это путешествие можно назвать как угодно, только не получением культурной услуги. Спектакль будет полноценным путешествием — с переездами, ночёвками, посещением каких-то мест и совершением каких-то действий. Куда-то в район Марий-Эл».