В московской «Практике» режиссёр Марфа Горвиц выпускает новый спектакль — «Летели качели» по одноимённой пьесе Константина Стешика. Художник — Ксения Перетрухина.
Пьесу, написанную в 2016 году, центральным героем которой является 35-летний фанат Егора Летова, режиссёры решают по-разному: иногда фигура Летова привлекает к себе особое внимание (тем более, что интерес к ней в последние годы очевидно возрастает), иногда она становится не более чем «знаком времени», сформировавшего героя пьесы и его ровесников, иногда — воспринимается как универсальный маркер «сотворённого кумира», смыслообразующего ориентира для «среднего» человека (или же стимула для сопротивления обыденности). В самой пьесе Стешика даны основания делать любой выбор — или не делать его вовсе, размышляя обо всё понемногу.
Режиссёр спектакля Марфа Горвиц рассказала журналу ТЕАТР. о том, что выбрала она: «Хотелось уйти от частной истории про фаната Егора Летова и выйти на обобщающие темы: во что верить, чем жить — и меняет ли это что-то в принципе в жизни. В спектакле принципиально не прозвучит ни одна композиция „Гражданской обороны“. Ну, если и прозвучит, то в неузнаваемом виде. Это спектакль про людей, которые очень нуждаются в какой бы то ни было идеологии (или Вере), но эти поиски и разочарования не делают их счастливее… а мы изучаем этот феномен».
Режиссёр говорит о том, что пространство спектакля — это «мир без взрослых». Причём мир, в котором без взрослых непонятно и страшно: «Адепты анархии, панка и рока опирались на разрушение, а теперь и разрушать нечего, не с кем бороться. Ты можешь ходить на митинги, можешь не ходить, всё равно ты ничего не изменишь. Мы сидим на обочине, в каком-то придорожном кафе и пытаемся завести механизмы выработки смыслов в постсмысловом пространстве». «Придорожное кафе» — одно из прописанных в пьесе мест действия — и попытка удержать давно ушедшее мгновение из девяностых провоцирует на ассоциацию с недавней работой художника спектакля, Ксении Перетрухиной, — спектаклем «Утопия» Марата Гацалова по пьесе Михаила Дурненкова на Малой сцене Театра Наций.
В спектакле Марфы Горвиц заняты актёры разных поколений и очень разных школ, однако объединённых умением существовать в негромкой и горькой рефлексии о прошлом и настоящем — и быть точными в камерном пространстве (это, в частности, артисты Театра.doc, театра «Около», ЦДР времён Михаила Рощина, Алексея Казанцева и Михаила Угарова): Илья Барабанов, Ольга Лапшина, Валентин Самохин, Сергей Каплунов, Артём Смола, Надежда Лумпова, Антон Кузнецов, Наталья Ушакова, Мария Рыщенкова, Мария Лапшина и Алексей Розин.
Напомним, Марфа Горвиц окончила режиссёрский факультет ГИТИСа, где училась у Сергея Женовача. В «Практике» идёт «Золушка» Жоэля Помра в её постановке (об этом спектакле журнал ТЕАТР. писал ранее). Среди других режиссёрских работ Горвиц — «Бесстрашный барин» в РАМТе. В СТИ Горвиц принимает участие в спектакле «Захудалый род» как актриса.
Константин Стешик — драматург, писатель, публицист, лауреат премий «Евразия», «Любимовка», «Ремарка» (последней — именно за «Летели качели»), многократный участник «Любимовки». Автор пьес «Спички», «Грязнуля», «Время быть пеплом», «Спасательные работы на берегу воображаемого моря» и других.
Фото: соцсети театра «Практика».