Росгосцирк сообщает, что ключевая задача, стоящая перед новым главным режиссёром, — привлечение молодой аудитории и превращение цирка в актуальное искусство.
Помимо нового главного режиссёра, в главную цирковую компанию России, объединяющую все государственные цирки страны, новую «молодую, сплочённую и очень креативную команду», как говорится в релизе, составят новый заместитель генерального директора по творчеству и зарубежному сотрудничеству — тележурналист и продюсер Елизавета Гамбург — и новый руководитель художественно-производственного департамента Тимур Кайбжанов, артист и режиссёр цирка, педагог.
По мнению генерального директора Росгосцирка Владимира Шемякина, «Росгосцирк приобретает сотрудников молодых и творческих, тех, кто сегодня формирует актуальное культурное пространство. — Юрий Квятковский привнесёт какую-то долю эксперимента, лабораторных работ, одним словом, жизни. Тимур Кайбжанов знает отрасль изнутри и поможет в реализации новых идей. Елизавета Гамбург выстроит систему коммерчески целесообразной».
При этом, как утверждается в официальном материале Росгосцирка, Юрий Квятковский намерен не торопиться, «вырабатывая стратегию» и учитывая традиции отечественной цирковой школы. «Это не хирургия. Это предельное уважение ко всем участникам процесса, — цитирует сайт Росгосцирка слова Квятковского. — Тут у всех есть свои заслуженные амбиции. Основная задача, чтобы в цирке появились идеи. Похожий процесс мы наблюдали в театре лет 20 назад. Потому что очень много традиционного искусства, которое обязательно должно быть. Есть любители традиционного цирка, театра и музыки. Просто всё это должно быть в балансе. Я смотрю программы и вижу большой перевес в сторону традиционализма, который я помню из детства. Должна возникнуть режиссура. Нужны авторы, нужны коллаборации с людьми, которые мыслят концептуально. Открытая позиция она всегда более продуктивна для любого начинания, чем махровый традиционализм».
Напомним, что поиском не только альтернативных театральных форм, но и конкретно цирковой составляющей как возможным художественным языком спектакля Юрия Квятковский занимался давно: вскоре после окончания Школы-студии МХАТ в 2006 году вместе с Алексеем Розиным и Ильёй Барабановым основал Le Cirque De Charles La Tannes — «Цирк шарлатанов». Частью этого проекта стали, в частности, «хип-хопера» «Копы в огне» и, вероятно, первый в России иммерсивный спектакль «Норманск». Сегодня Квятковский много работает не только в «пограничных» жанрах, но и непосредственно с уличным театром различных форматов — от шоу до карнавала.
«Во всех моих спектаклях, которые я ставил не на традиционных площадках, всегда присутствовали цирковые артисты, в сочетании с академической современной музыкой, с мультимедиа-технологиями, это всё приобретало какой-то другой смысл, — говорит Юрий Квятковский. — Суть этого процесса было бы полезно сюда [в Росгосцирк] привнести. Открыть двери для художников. Сейчас уже всем понятно, что такое новый русский театр, новый русский музей, новый русский балет и прочее. Но никому не известно, что такое новый русский цирк. Нам предстоит это выяснить».