Кто ушел с «Таганки»

«Давайте лучше разойдемся…», – из воспоминаний актеров разных поколений можно сделать вывод, что эта фраза звучала на «Таганке» с первых дней ее существования ((Полностью речь Любимова выглядит так: «Я сказал: „Давайте лучше разойдемся, потому что так работать, как вы работаете, нельзя. <...> вы забегаете в театр, вы не работаете в театре. У вас много дел, вы стали знаменитыми, у вас кино, у вас телевидение, вы и пишете, и снимаетесь, и концерты свои устраиваете — все прекрасно. Но пока вы также не будете относиться к театру, как раньше <...> ничего не получится“». См: Любимов Ю. П. Рассказы старого трепача. Москва, «Новости», 2001. Стр. 518)). Театр. решил вспомнить тех, кто когда-то начинал у Любимова, а потом ушел.

Причины ухода были разные, однако можно выделить две основные. Первая — в жизни едва ли не каждого члена труппы наступал момент, когда он перерастал те жестокие правила «командной игры», которые были главным условием существования у Любимова на «Таганке». Вторая, не менее важная, — невозможность оставаться в труппе, сосредоточенной не на творчестве, а на конфликте с руководством (будь то Эфрос, Губенко или вернувшийся из изгнания Любимов). Нередко одна причина накладывалась на другую.

Список всех ушедших, вернее, прошедших через «Таганку» может послужить для малой энциклопедии русского театра второй половины ХХ века. Поэтому мы выбрали только некоторые наиболее громкие имена, расположив персоналии в алфавитном порядке. Мы старались сохранять объективность, однако даже сами участники событий тех (не так давно минувших) лет порой расходятся в показаниях.

Борис Глаголин (режиссер, директор)

Работал в Театре на Таганке с 1965 года в качестве очередного режиссера. Одновременно был парторгом труппы. Считаясь правой рукой Любимова, был соавтором инсценировок ко многим спектаклям. Покинул театр в 1987 году, когда художественным руководителем был назначен Николай Губенко. Вернулся в 1990-м, руководил театром в годы раскола. Ушел после конфликта с Любимовым в начале 1998-го.

Сергей Арцибашев (режиссер)

В 1981-мвыпустил на сцене «Таганки» дипломный спектакль «Надежды маленький оркестрик» (по новеллам Володина, Петрушевской и Злотникова) и был приглашен Любимовым в театр. Вместе с Любимовым репетировал «Бориса Годунова», с Эфросом — «Полтора квадратных метра» по повести Бориса Можаева. В 1989-м ушел с «Таганки», чтобы стать главным режиссером Московского театра Комедии, затем, в 1991-м, основал свой «Театр на Покровке». Окончательно прервал отношения с «Таганкой» в середине90-х — после того, как из репертуара исчез его многократно возобновлявшийся «Оркестрик».

Давид Боровский (художник)

Начиная с легендарного «Живого» по повести Бориса Можаева (1967, возобновлен в 1989), Боровский становился соавтором практически всех спектаклей Любимова. Для многих историков «Таганка» — театр двух великих мастеров, Любимова и Боровского. После изгнания Любимова Боровский, так же как Смехов, Филатов и другие, в знак протеста ушел из театра. Вернулся при Губенко. Но в конце декабря 1999-го вновь объявил о своем уходе. Комментировать причины ухода он отказывался, воздержимся от этого и мы. Добавим только, что вместе с Боровским театр покинули еще несколько человек, как из труппы, так и из технического персонала — например, Александр Стернин, много лет проработавший единственным штатным фотографом театра.

Анатолий Васильев (режиссер)

В 1982-м, когда Васильева уволили из Театра имени Станиславского, Юрий Любимов предложил ему перенести на Малую сцену «Таганки» спектакль «Первый вариант „Вассы Железновой“». В дальнейшем Васильев ассистировал Любимову на репетициях «Бориса Годунова». В то же время на Малой сцене театра он начал репетировать и выпустил «Серсо» — премьера состоялась в 1985-м, уже при Анатолии Эфросе. Ушел с «Таганки» в 1987-м,получив разрешение создать собственный театр — «Школа драматического искусства». Сохраняет дружеские отношения с Любимовым.

Александр Вилькин (актер, режиссер)

Был принят в театр в 1965-м, еще до окончания Училища имени Щукина. Работал в театре и как актер, и как режиссер. В 1967-м сыграл в спектакле «Послушайте!». В 1976-м получил главную роль в «Обмене» по Юрию Трифонову. Ассистировал Любимову на спектаклях «Обмен», «Тартюф», «Деревянные кони», «Мастер и Маргарита» и др. Ушел из театра в начале 90-х, организовав театральный центр «Вишневый сад». Сохранил с Любимовым дружественные отношения, по его просьбе несколько раз возвращался на «Таганку».

Николай Губенко (актер, режиссер, худрук)

Был принят на «Таганку» Любимовым, заметившим актера в триумфальном студенческом спектакле ВГИКа «Карьера Артуро Уи» по Бертольту Брехту. В труппе Любимова Губенко сразу же занял позицию лидера, получив несколько заметных ролей: летчик Янг Сун в «Добром человеке из Сезуана», Керенский в «Десяти днях, которые потрясли мир», Пугачев в есенинском «Пугачеве». Те же роли в очередь с Губенко исполнял и Владимир Высоцкий, первое время остававшийся в тени. В 1968-м,после ухода Губенко на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, статус лидера перешел к Высоцкому. В 1980 году, после смерти Высоцкого, Губенко вернулся в театр по просьбе Любимова. Позже возглавил борьбу за возвращение Любимова в СССР. В 1987-м, после смерти Эфроса, был единодушно избран худруком «Таганки» и оставался им до ноября 1989-го, когда получил должность министра культуры СССР. После возвращения Любимова в театре фактически началось двоевластие, из которого вырос конфликт. В ходе него часть труппы призвала Губенко остаться художественным руководителем и защитить их интересы — артистов испугало предложение Любимова перейти на контрактную систему. В итоге в 1992-м официально возникло «Содружество актеров Таганки». Вместе с Губенко, отняв у «Таганки» больше половины помещения, от Любимова ушла значительная часть тех, с кем он в 1964-м начинал строить свой театр: Зинаида Славина, Игорь Петров, Ирина Кузнецова, Людмила Комаровская, а также актеры Наталья Сайко, Инна Ульянова, Татьяна Жукова-Киртбая, Леонид Филатов, Нина Шацкая и др.

Алла Демидова (актриса)

Первая исполнительница роли госпожи Янг в спектакле «Добрый человек из Сезуана», премьеру которого сыграли еще в 1962-м,в стенах Училища имени Щукина. Была одной из тех десяти студентов, которых Любимов в 1964-м привел с собой в Московский театр драмы и комедии. Впоследствии этих десятерых в театре стали именовать «кирпичами». Лидером ранней «Таганки» Демидова не была, уступая первенство Зинаиде Славиной. Слава пришла к ней благодаря кино. Однако со временем у нее стало появляться все больше заметных ролей. Среди них: Эльмира («Тартюф»), Боженцкая («Час пик»), Милентьевна («Деревянные кони»), Гертруда («Гамлет»), Маша («Три сестры»), Марина Мнишек («Борис Годунов») и др. В середине 80-х,после отъезда Любимова, начала сотрудничать с Романом Виктюком, итогом стала цветаевская «Федра» (1988), которую начали при Эфросе, а выпустили уже при художественном руководстве Губенко. Губенко спектакль не принял, но и не закрыл. Позднее Демидова выкупила «Федру» у театра и в 1993-моткрыла собственный «Театр А», но при этом с «Таганки» не ушла. После возвращения Любимова из эмиграции сыграла еще несколько ключевых ролей. В дни затеянного Губенко «раскола» последовательно поддерживала Любимова. Однако когда Новую сцену театра получило «Содружество актеров Таганки», из репертуара исчезли все важные для Демидовой спектакли. Не выходя на сцену, она формально оставалась в труппе до 1995-го. Последовательно поддерживает Любимова по сей день.

Николай Дупак (директор)

По воспоминаниям современников, известный киноактер, фронтовик и коммунист, вхожий в официальные инстанции, Николай Дупак был одним из инициаторов того, что артисту Вахтанговского театра Юрию Любимову разрешили создать свой театр на базе Московского театра драмы и комедии. У Дупака в данном случае мог быть «личный» интерес: он стал директором этого театра еще до прихода Любимова и вскоре понял, что реорганизовать захиревший коллектив может только режиссер, пришедший извне, да еще со своей командой. Многие годы считалось, что «честный коммунист» Дупак приставлен к «вольнодумцу» Любимову. В каком-то смысле тандему Дупак-Любимов такое общественное мнение было выгодно. По одной из версий, это Дупак убедил Любимова взять в театр Владимира Высоцкого, личное дело которого пестрело дисциплинарными взысканиями. Дупак бесспорно был главной движущей силой в деле строительства Новой сцены (той самой, которую позже отвоевала группа под предводительством Губенко). Впервые ушел из театра в 1976 году — конфликт с Любимовым возник из-за Высоцкого, которого Дупак отпустил с концертами в Магадан. В итоге Дупак год руководил Театром на Малой Бронной, а на «Таганке» воцарился прославившийся травлей Эфроса (а впоследствии — всех худруков «Бронной») Илья Коган. Через год Любимов позвал Дупака назад. Оставаясь в театре при Эфросе, Дупак покинул коллектив в 1990-м, уйдя на пенсию. В 1993-м, получив предложение стать директором «Содружества актеров Таганки», поставил условие: преодолеть раскол и объединить труппу. Оно оказалось невыполнимым.

Александр Калягин (актер)

В 1965-м, после окончания Училища имени Щукина, был приглашен в Театр на Таганке. Сыграл в «Десять дней, которые потрясли мир», «Только телеграммы». Был, вместе с Владимиром Высоцким, назначен на роль Галилео Галилея. По воспоминаниям многих, это был очень интересный Галилей. В силу физических данных Калягин не мог повторить рисунок Высоцкого — произносить монолог Галилея, стоя на руках, но брал не формой, а содержанием — тонкой психологической игрой. Однако на «Таганке» того времени острая форма ценилась больше. «Я был за Калягина, — утверждал Любимов в интервью много лет спустя, — но худсовет проголосовал против». В итоге Калягин ушел в Театр имени Ермоловой.

Иван Дыховичный (актер, режиссер)

Пришел в театр в 1970-м, по окончании Училища имени Щукина. Среди ролей: Розенкранц в «Гамлете», Коровьев в «Мастере и Маргарите», Епиходов в «Вишневом саде» Анатолия Эфроса. Дружил с Высоцким и даже помогал ему вести концерты. После смерти Высоцкого в 1980-м ушел из театра, поступив на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Когда в годы перестройки Губенко вернул в репертуар спектакль Любимова «Мастер и Маргарита», Дыховичный заключил с театром контракт, по которому играл Коровьева. Новых ролей он не репетировал.

Михаил Левитин (режиссер)

В 1969-м предложил Любимову замысел постановки пьесы Ильи Сельвинского «Командарм-2», но получил встречное предложение — поставить фарс Петера Вайса «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». В итоге недавний выпускник ГИТИСа поставил спектакль, в котором играли: Николай Губенко, Виталий Шаповалов, Алла Демидова, Борис Хмельницкий и др. Сделанный в гротесковой манере, он пользовался большим успехом, что, вероятно, могло вызвать неудовольствие Любимова. Постановка вошла в репертуар, просуществовав в нем всего год, но не из-за злой воли Любимова: в 1970-мпьесы Петера Вайса, проявившего нелояльность к советской власти, были запрещены цензурой.

Станислав Любшин (актер)

В 1964-м покинул ради «Таганки» труппу «Современника». Проработал в театре до 1967 года, сыграв Столяра в спектакле «Добрый человек из Сезуана» и Автора в «Герое нашего времени». Формальной причиной ухода с «Таганки» стало предложение Андрея Тарковского, позвавшего Любшина на роль Андрея Рублева. Съемки откладывались, но режиссер просил актера быть свободным. Любшин ушел от Любимова, не сулившего ему больших ролей и делавшего ставку на коллективное творчество. В «Рублеве» он так и не снялся. Вскоре стал актером Театра имени Ермоловой.

Надежда Маркина (актриса)

Училась в ГИТИСе на курсе И. Туманова и А. Эфроса. По окончании в 1983-м была приглашена на «Таганку», худруком которой еще оставался Юрий Любимов. Среди ролей: Лиза Бричкина («А зори здесь тихие…»), Василиса Милентьевна («Деревянные кони»). С 1992-го по 1998-й —актриса Сергея Женовача в Театре на Малой Бронной. За роль Тамары в спектакле Женовача «Пять вечеров» получила «Золотую маску — 98». Покинула театр вместе с Сергеем Женовачем и его актерами. В 2011 году сыграла главную роль в фильме Андрея Звягинцева «Елена».

Дмитрий Певцов (актер)

Был принят в театр Анатолием Эфросом сразу по окончании ГИТИСа, в 1985-м. Сыграл Ваську Пепла в спектакле Эфроса «На дне». Роман Виктюк, начавший репетировать с Аллой Демидовой «Федру» Цветаевой, доверил ему ключевую мужскую роль. После смерти Эфроса Певцов позволил себе критиковать творческую программу Губенко, занявшегося реставрацией спектаклей Любимова. После этого Певцов продолжал играть в «На дне», в «Федре», в спектакле Любимова «Мать» (был введен вторым составом на роль Павла Власова) еще три сезона. В 1991-м по приглашению Марка Захарова ушел в «Ленком».

Александр Пороховщиков (актер)

В 1966-м окончил вечернее отделение ВТУ имени Щукина и был принят на «Таганку», где работал до 1981-го. В спектакле «Мастер и Маргарита» Пороховщикову дали роль Понтия Пилата, которую режиссер расценивал как статичную, а актер как ключевую. Пороховщиков не стал играть роль Галилея, когда Высоцкого в очередной раз уволили из театра. Хотел по-своему сделать роль Свидригайлова — тоже общую для него и Высоцкого — и в результате его не сыграл. После смерти Высоцкого перестал появляться на репетициях и вскоре ушел в Театр имени Пушкина. Причиной своего ухода называет отношения с Любимовым, мало использовавшим его творческий потенциал.

Вениамин Смехов (актер)

Был принят в Театр драмы и комедии в 1963-м — за год до прихода Юрия Любимова. Участвовал в «Микрорайоне» Петра Фоменко. Первая роль в спектакле Любимова — 3-йБог в «Добром человеке из Сезуана». В дальнейшем сыграл в его постановках более 20 ролей. Среди них: Клавдий в «Гамлете», Воланд в «Мастере и Маргарите», Глебов в «Доме на набережной». Был соавтором нескольких инсценировок («Послушайте!», «Час пик») и сопостановщиком («Ревизская сказка».) Уволился из театра после прихода Эфроса. Вернулся при Губенко. После раскола практически ушел из театра, но продолжал играть роль Воланда. В конце 90-х, по инициативе руководства театра, отношения прервались окончательно.

Юрий Погребничко (режиссер)

Был приглашен Любимовым в 1968-м, по окончании режиссерского факультета ЛГИТМиКа, но вскоре уехал на постановку в провинцию. Через некоторое время вернулся, ассистировал Любимову на репетициях «Преступления и наказания». Затем, пригласив своего давнего соавтора, художника Юрия Кононенко, взялся за собственную постановку — чеховские «Три сестры» (1981). Кононенко обшил сцену ржавым железом и уставил металлическими кроватями — казалось, пьеса разыгрывается в казарме. Эта радикальная трактовка Чехова сильно опередила свое время, но она была камерной по духу. Придавая спектаклю масштабность (он ставился на огромной Новой сцене), Любимов подверг его сильной «редактуре». В итоге в программке значилось: постановка Юрия Любимова, режиссер Юрий Погребничко. Погребничко совершил еще одну попытку — начал ставить на «Таганке» вампиловского «Старшего сына», но спектакль не был выпущен. В 1983-м Погребничко и Кононенко отправились ставить в провинции. Но «дипломатические» отношения с Любимовым были сохранены.

Александр Филиппенко (актер)

В 1969 году был принят в Театр на Таганке, куда пришел из эстрадной студии МГУ «Наш дом». В том же году поступает на вечернее отделение ВТУ имени Щукина. Участвует в спектаклях «Тартюф», «Пугачев», «Гамлет», «Час пик», «Товарищ, верь…». В 1975 году, защитив диплом в «Щуке», Филиппенко ушел с «Таганки», предпочтя ей Театр имени Вахтангова.

Петр Фоменко (режиссер)

В 1962-м, после окончания ГИТИСа, был приглашен в Московский театр драмы и комедии, где поставил спектакль по повести Л. Карелина «Микрорайон». После прихода в театр Любимова и его учеников «Микрорайон» еще оставался в репертуаре. В 1964–65годах Фоменко ассистировал Любимову на постановках поэтических представлений «Антимиры» и «Павшие и живые». В 1967-мон поставил «Дознание», которое стало первым обращением «Таганки» к творчеству Петера Вайса. Популярный западный драматург был тогда почти неизвестен в СССР, а сам Любимов мечтал о постановке другой его пьесы — «Марат и маркиз де Сад» (он исмог поставить ее только в 1998-м). Получив замечания от художественного руководства, Фоменко отказался подгонять «Дознание» под общую стилистику театра и вскоре покинул «Таганку». Спектакль, в котором участвовали Алла Демидова, Николай Губенко, Александр Калягин и др., был сыгран считанное число раз.

Алексей Эйбоженко (актер)

Был артистом труппы Московского театра драмы и комедии с 1959-го. Участвовал в спектаклях Петра Фоменко. В 1966-м сыграл Тарелкина в знаменитой «Смерти Тарелкина», поставленной Фоменко в Театре имени Маяковского. Спектакль был запрещен. Вслед за Фоменко, Эйбоженко ненадолго вернулся на «Таганку». И вместе с ним ушел из театра в 1967-м. Вскоре поступил в труппу Малого театра.

Борис Хмельницкий (актер)

Участвовал в «Добром человеке из Сезуана» (в частности, был одним из авторов музыкального оформления), еще будучи первокурсником «Щуки». С 1964-го играл в спектаклях «Таганки», а диплом получил лишь спустя два года. Трудно назвать человека, более преданного «Таганке», однако впервые Хмельницкий ушел из театра в 1982-м — его возмутили интриги вокруг роли Воланда в «Мастере и Маргарите». Вернулся в театр уже при Губенко, и вскоре снова ушел — возмущенный настроениями в труппе в преддверии раскола. Но добрые отношения с театром он сохранял до конца жизни.

Леонид Ярмольник (актер)

В 1976-м окончил Театральное училище имени Щукина, пришел показываться на «Таганку» и понравился Любимову. В 1984-м,когда Любимова сменил Анатолий Эфрос, часть актеров ушла из театра. Ярмольник оказался в их числе, но на «Таганку», в отличие от них, уже не вернулся

Александр Яцко (актер)

Пришел в театр в 1985 по приглашению Анатолия Эфроса. Играл заметные роли в его постановках: Альцеста в «Мизантропе», Барона в «На дне», участвовал в «Федре» Виктюка. Позднее получил роли в возобновленных постановках Любимова. В 1993-м, после раскола «Таганки», ушел в Театр имени Моссовета.

Материал подготовлен при участии Александры Солдатовой и Елены-Риты Паймаковой.

Комментарии
Предыдущая статья
Польский театр сто лет назад в описании Якова Тугендхольда 24.09.2012
Следующая статья
Две «Таганки»: между табором и антрепризой 24.09.2012
материалы по теме
Архив
Лексикон директора театра
Директоры умеют быть убийственно вежливы и пригвождать художника к стулу одним точно найденным словом. Но слов этих даже у самого продвинутого директора немногим больше десятка. Если вы художник и хотите разговаривать с директором на его языке, вам надо освоить его нехитрый словарь