21 и 22 марта в Драматическом театре Клайпеды (Литва) пройдёт премьера спектакля Дмитрия Крымова «Фрагмент». Отправной точкой для создания авторской постановки стало третье действие чеховских «Трёх сестёр».
Для Крымова спектакль «Фрагмент» станет первой постановкой в Литве. Два года назад он участвовал в лаборатории на фестивале Клайпедского театра «TheAtrium» и после знакомства с актёрами тогда же принял решение о возможном сотрудничестве. Гинтарас Граяускас, худрук Клайпедского драмтеатра, рассказывает: «Приглашая Крымова в Клайпеду, мы не предлагали ему никакого конкретного материала, зная, что он работает специфически, по-своему: опирается на конкретную драматургическую основу, но радикально её пересоздаёт, выделяет какого-нибудь одного персонажа. Текст спектакля — авторское сочинение Крымова, изначальный материал становится лишь отправной точкой».
Отправной точкой для «Фрагмента» стала сцена из «Трёх сестёр» — спектакль в Клайпеде как бы продолжит «чеховский период» Крымова: одной из последних московских работ режиссёра стал «Костик» по мотивам «Чайки» в Пушкинском театре, а весной 2022 года в театре Wilma в Филадельфии он выпустил «Вишнёвый сад».
В описании «Фрагмента» сказано: «На мир обрушивается тотальная катастрофа, после которой цивилизация и все достижения человечества исчезают. Огромный мировой пожар. Всё, что раньше было важно и ценно, — сгорело. Остаётся только единственная обгоревшая видеокассета с записанным артефактом из того мира, где имели значение человечность и сострадание, культура и искусство, этика и эстетика. Это последний фрагмент исчезнувшей цивилизации, в которой существовали кино и театр, книги и библиотеки. Что на этой кассете? Чёрно-белый французский фильм 1938-го года, которым в спектакле представлено всё человечество, — „Набережная туманов“ по Жаку Преверу. Выжившие после катастрофы люди не могут смириться с тем, что их мир кончился. Сохранившийся фильм становится для них последней соломинкой, зацепкой и доказательством, что человечество всё-таки существовало, творило и верило в светлое будущее не напрасно. И люди среди руин и развалин, разрушенного и сгоревшего садятся смотреть фильм — фрагмент своих исчезнувших жизней и исчезнувшего мира».
Крымов пояснил, что «Фрагмент» — это начало третьего действия пьесы, ночной пожар. «В центре, словно под увеличительным стеклом, оказывается Ольга, старшая из сестёр, — цитирует слова Крымова пресс-служба театра. — В этом драматическом произведении — это открытый нерв, страх, предчувствие и борьба. Эта борьба безнадёжна и не очень успешна — как и у всех чеховских героев, попытки Ольги победить судьбу обречены на провал. Остаётся только влечение одного к другому, страдание и одиночество. Чехова заботит не результат, а усилие, именно потому его персонажи нам близки и дороги. Сразу отвечу и на возможный вопрос, почему выбран фрагмент, а не вся пьеса: однажды я заметил, что при взгляде на какую-нибудь известную картину мне гораздо интереснее всматриваться в её детали, а не целое; в деталях, словно в капле воды, я вижу отражение личности художника. Так и в театре: то, что я делаю, — это своего рода игра. Театральная игра. Думаю, что Чехов не вялый и апатичный, а очень энергичный, яркий и даже яростный, поэтому полагаю, что выбранная „огненная сцена“ лучше всего подходит для моей игры. Нужно расслабиться и смотреть — и, быть может, зрители почувствуют симпатию и пожалеют всех этих близких людей, не способных достойно защитить себя, свою любовь и свой дом».
Помимо Дмитрия Крымова, над премьерой работают сценограф Ирина Комиссарова, ассистент сценографа Анна Титова-Тубаш, художник по свету Эугениюс Сабаляускас и другие. В спектакле заняты Саманта Пинайтите, Дарюс Мешкаускас, Регина Шальтяните, Сигуте Гаудушите, Тома Гайлюте, Дигна Кулёните, Йонас Баранаускас, Микалоюс Урбонис, Йонас Виршилас, Каролис Майскис и Артурас Лепёхинас (он также отвечает за видео в постановке).