Завтра, 1 марта, в тольяттинском театре «Дилижанс» пройдёт премьера спектакля Марии Критской «Три фарса из одного циркового фургончика».
Спектакль вырос из эскиза, показанного в июне 2023 года на XIV фестивале «Премьера одной репетиции». По итогам зрительского голосования эта работа на основе средневековых французских фарсов стала победителем смотра.
Выпускница мастерской Юрия Красовского Мария Критская до поступления в СПбГАТИ училась в школе клоунады «Лицедей-Лицей» при клоун-мим-театре «Лицедеи», и в новой постановке отчасти апеллирует к клоунско-цирковой эстетике. Однако это обращение в случае с фарсами — самым «вольным» жанром средневекового театра — режиссёру кажется предельно органичным. В интервью телеканалу «Тольятти 24» Мария Критская пояснила появление «циркового фургончика» в названии спектакля так: «Я бы не сказала, что мы смешиваем жанры, — я бы сказала, что мы возвращаемся к такой протоплазме театра. Потому что я думаю, что изначально, конечно, циркачи и актёры — это было одно, тем более в Средние века, когда зародился жанр фарса. Поэтому мы не то чтобы смешиваем, а возвращаемся к истокам. А цирк у нас, конечно, будет присутствовать, и наши актёры жонглируют не только предметами, но и эмоциями, страстями. У нас будут распиливать людей, будет бородатая женщина и ещё много чего. Наша задача — вызвать состояние внутренней расслабленности, в котором зритель открыт, чтобы возник настоящий смех: когда мы в театре и вообще в жизни смеёмся не в одиночку, а вместе, появляется особая близость, ради которой и стоит приходить в театр на комедию или на такой, как у нас, острый жанр».
На фото — эскизы костюмов к спектаклю «Три фарса из одного циркового фургончика» © соцсети театра «Дилижанс»
Жанр спектакля создатели определили как «рецепт для унывающих и не очень», а художник по костюмам Валерий Полуновский охарактеризовал стиль своей работы в этой постановке как «метаисторический карнавал» («тот случай, где средневековая повозка может встретиться с мотоциклом Harley-Davidson», — пояснил он пресс-службе театра). Спектакль основан на трёх классических фарсах: «Лохань», «Женатый любовник», «Подагрик и двое глухих». При этом создана постановка по принципу «спектакля в спектакле», где фарсы встроены в историю «странствующей труппы мэтра Жакомо», и среди действующих лиц есть и сам Жакомо, и Автор. В описании спектакля об этом сказано так: «Зрелищная буффонно-гротесковая фантасмагория эпохи перемен. Артисты передвижного фургончика знаменитого фарсотерапевта Жакомо представят уникальные средства от любой беды: смеховые притирания, фантазийные клистиры, настоянные на художественном вранье примочки… Спа-салоны и медики больше не нужны! Фарс прочистит дыхание и угостит толикой здравого смысла для выживания в этом вечно безумном и противоречивом мире».
На фото — участники спектакля «Три фарса из одного циркового фургончика» и режиссёр Мария Критская © соцсети театра «Дилижанс»
В спектакле участвуют пять артистов, каждый исполняет по несколько ролей, получая возможность играть и мужчин, и женщин, и даже предметы. Фарс позволяет и смелые, гротескные ходы: например, в истории «Женатый любовник» мужа играет актриса Яна Еприкян, а жену — актёр Александр Кудрявкин. Помимо них, в премьере заняты Никита Черных, Екатерина Зубарева и Максим Никлус. Пространство условной «свалки», где происходит действие, придумали художница Ольга Зарубина и сама Мария Критская.